Внутренний конфликт
Конфликты бывают внешними и внутренними, разрешимыми и неразрешимыми.
Будем внимательны к деталям
Как увидеть внутренний конфликт?

Конфликт пьесы имеет два плана: внешний (противоречия между хозяевами темного царства (Дикой, Кабаниха) и жертвами темного царства (Катерина, Варвара, Борис, Кулигин и др.)) и внутренний, психологический конфликт в душе Катерины: она страстно хочет любить, быть свободной, хотя понимает, что это грех, ведущий к погибели души. Она мечется от греха к святости
Драматическое действие развивается через цепь поступков, меняющих исходную ситуацию: уезжает Тихон, Катерина решается на грешную с религиозной точки зрения связь с Борисом, публично и эффектно кается в рамках подражания святым из житийной литературы и бросается в Волгу, желая сделать и это эффектно. Завязка в диалоге Катерины и Кабанихи в первом действии, где проявляется внешний конфликт, и в диалоге Катерины и Варвары обозначающем внутренний, ряд кульминаций (в конце второго, третьего и четвертого действий и, наконец, в последнем монологе Катерины в пятом действии) и развязка (самоубийство Катерины). Борьба Катерины с самой собой и есть внутренний конфликт.
Произведения, в которых внутренний конфликт сильнее внешнего.
  1. “Война и мир” Л.Н. Толстого - в этом романе представлен внутренний конфликт Андрея Болконского, который борется с противоречиями между своим желанием славы и признанием бессмысленности войны. Он то унылый дуб, то раскрывшийся шатром зелени пушкинский дуб - мировое древо.
  2. “Превращение” Франца Кафки - главный герой Грегор Замза испытывает внутренний конфликт, когда обнаруживает, что превратился в гигантского насекомого. Он борется со своим новым телом, пытаясь понять, как жить с этим и как вернуться к прежней жизни. Но жизнь продолжается, и все постепенно забывают, что он когда-то был человеком, в том числе он сам. Этот внутренний конфликт иллюстрирует чувство отчуждения и изоляции, которое часто испытывается в произведениях Кафки.
  3. “Посторонний” Альбера Камю - главный герой Мерсо сталкивается с внутренним конфликтом, когда его обвиняют в убийстве, которого он не совершал.
  4. "Гроза" Островского. Катерина борется сама с собой, пытаясь найти разные препятствия, чтобы не впасть в грех, но препятствий нет, а собственные мысли и чувства ее страшат. Домострой мог бы обуздать ее своей суровостью, но его нет, калитка отворена, муж клятв с нее не взял. Блудобесие и прельщение берут верх над чистотой и невинностью, гибель неизбежна.
  5. "Мастер и Маргарита" М. Булгакова. Понтий Пилат понимает, что его душа на стороне Иешуа, он хочет поговорить с ним, поспорить, но он должен выполнить свой долг прокуратора и казнить Иешуа. Он делает одну за другой попытки все исправить, и сердится на тех, кто как и он, не может пойти против долга в то время как долг и совесть спорят между собой.
  6. "Евгений Онегин" А. Пушкина. Евгений борется с искушением воспользоваться любовью Татьяны, но преодолевает соблазн и холодно отказывает ей. В то же время она становится его альтер эго, он думает о ней, она снится ему, и, встретив ее в высшем свете в Петербурге, видя, кто стал ее мужем, наконец понимает, что вся его борьба была напрасной и совершенно никому не нужной. И это было бы полбеды, если бы он всем сердцем не чувствовал, что Татьяна не может изменить своему слову, данному в письме: "никому на свете не отдала бы сердца я".
Внутренний конфликт - неизбежный элемент психологизма, он просвечивает сквозь сюжетные элементы, движет ими, не они управляют судьбой героя - он сам, борясь с собой, накликает на себя все новые и новые беды. Внутренний конфликт определяет тематическую константу драматического произведения. Обуреваемый страстями, мучимый хандрой, ощущающий собственную ненужность, герой пытается во внешних конфликтах заглушить боль. В этом случае с кем бы он ни вступал в конфликт - это всего лишь попытка заглушить более весомый - внутренний. Роль внешнего может здесь играть часть внутреннего: двойник. Так у Ивана Карамазова, разговаривающего с чертом о нравственности, так у Катерины из "Грозы", разговаривающей с Варварой о детстве. Иногда внутренний конфликт возникает из-за недооценки окружающих: так, Чацкий не понимает, как можно предпочесть ему Молчалина, небогатого на слова человека, живущего у Фамусова в чуланчике. Тем не менее, он прав, любви там быть не может, но и недооценивать соперника нельзя. Внутренний конфликт Обломова - непонимание, как Ольга могла выйти за Штольца, приводит к тому, что он замыкается, запирается, спивается - и все более угасает. Да, он отказал ей в письме, но мог ли он предположить, что его друг воспользуется этим и женится на деньгах, признаваясь в любви по-деловому и скупо. Они не приглашают друг друга на свадьбы, Обломов выталкивает в конце концов друга за дверь. Конфликт этот не виден, скрыт, но он многое объясняет и в более ранней по времени паре Онегин - муж Татьяны. Отказывая Татьяне, он и подумать не мог, что ее избранником станет его же бывший друг.
Рассмотрим "Грозу" Островского
Как донской-то казак, казак вел коня поить,
Добрый молодец, уж он у ворот стоит.
У ворот стоит, сам он думу думает,
Думу думает, как будет жену губить.
Как жена-то, жена мужу возмолилася,
Во скоры-то ноги ему поклонилася:
"Уж ты, батюшка, ты ли, мил сердечный друг!
Ты не бей, не губи ты меня со вечера!
Ты убей, загуби меня со полуночи!
Дай уснуть моим малым детушкам,
Малым детушкам, всем ближним соседушкам".

(Песня-указатель внутреннего конфликта) Нажми здесь.
Как известно, песня в драме - указатель на главного героя. Под песню Кудряш входит Борис. Это его боль. Он идет на встречу с Катериной, зная, что с ней будет, как с ней в ее семье за связь с ним расправятся. Но любовь сильнее отвественности. Конфликт любви и отвественности в душе Бориса - внутренний.
Он разрешим насильно: Дикой отправит его в Сибирь, в какой-нибудь старообрядческий скит...
"Г-жа Косицкая, как опытная и умная артистка, удачно выражает одну сторону борьбы -- с самой собою". (Д.Писарев о Катерине)
Старая барыня, указавшая Катерине и Варваре, куда ведет красота, включила механизмы борьбы самой с собой у Катерины.
Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут.

Девушку тянуло в омут, к греху - потому что она красивая - не Варвара. Хотя Варвара - ее двойник, у той все так же, но она пока в родительском доме. Варварины гулянья- мечта Катерины. Значит, слова барыни относились только к ней, Катерине, двойник не в счет - это часть внутреннего. Часть внутреннего испугалась, часть - обругала старую ведьму. Преград на своем пути она жаждет всей душой, но их нет: Тихон, прощаясь, не дает ей строгих наказов в его отсутствие не смотреть ни на кого (а она умоляет), Варвара дает ей ключ от калитки - исчезло главное механическое препятствие, и она на свободе, а далее Борис не уходит, несмотря на мольбу. Узнав о грехе, никто надолго ее в доме не запирает, Тихон не избивает до полусмерти, как положено, Борис с собой не берет - и вот путь в омут открыт, а обратно невозможен...

Пазложите конфликт Катерины с Кабанихой на внутренний и внешний во всей пьесе. Какой из них неизбежен? Почему?

 Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?
   Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
   Кабанов. Да нет, маменька! Что вы, помилуйте!
   Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
   Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Островский. Гроза
Докажите, что Понтий Пилат собирается разрешить свой внутренний конфликт, уповая на милость других, в частности, Каифы.
"...прокуратор просит первосвященника пересмотреть решение и оставить на свободе того из двух осужденных, кто менее вреден, а таким, без сомнения, является Га‑Ноцри..."
(М.Булгаков. Мастер и Маргарита)
Докажите, что это не столько социальная сатира, сколько психологические наблюдения. Не столько внешний конфликт, сколько внутренний.
 О начальнике он слыхал у себя дома, что это отец подчиненных, и потому составил себе самое смеющееся, самое семейное понятие об этом лице. Он его представлял себе чем-то вроде второго отца, который только и дышит тем, как бы за дело и не за дело, сплошь да рядом, награждать своих подчиненных и заботиться не только о их нуждах, но и об удовольствиях.
  Илья Ильич думал, что начальник до того входит в положение своего подчиненного, что заботливо расспросит его: каково он почивал ночью, отчего у него мутные глаза и не болит ли голова?
  Но он жестоко разочаровался в первый же день своей службы. С приездом начальника начиналась беготня, суета, все смущались, все сбивали друг друга с ног, иные обдергивались, опасаясь, что они не довольно хороши как есть, чтоб показаться начальнику.
  Это происходило, как заметил Обломов впоследствии, оттого, что есть такие начальники, которые в испуганном до одурения лице подчиненного, выскочившего к ним навстречу, видят не только почтение к себе, но даже ревность, а иногда и способности к службе.
  Илье Ильичу не нужно было пугаться так своего начальника, доброго и приятного в обхождении человека: он никогда никому дурного не сделал, подчиненные были как нельзя более довольны и не желали лучшего. Никто никогда не слыхал от него неприятного слова, ни крика, ни шуму; он никогда ничего не требует, а все просит. Дело сделать -- просит, в гости к себе -- просит и под арест сесть -- просит. Он никогда никому не сказал ты; всем вы: и одному чиновнику и всем вместе.
  Но все подчиненные чего-то робели в присутствии начальника; они на его ласковый вопрос отвечали не своим, а каким-то другим голосом, каким с прочими не говорили.
  И Илья Ильич вдруг робел, сам не зная отчего, когда начальник входил в комнату, и у него стал пропадать свой голос и являлся какой-то другой, тоненький и гадкий, как скоро заговаривал с ним начальник.
  Исстрадался Илья Ильич от страха и тоски на службе даже и при добром, снисходительном начальнике. Бог знает что сталось бы с ним, если б он попался к строгому и взыскательному!
(Гончаров. Обломов)
В чем суть конфликта Базарова с самим собой? Согласны ли вы с мнением Д.Писарева, что  этот конфликт заключается в уникальности и уме Базаророва?
 "Отношения Базарова к его товарищу бросают яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встречал еще человека, "который бы не спасовал перед ним"; Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело это одиночество, он весь поглощен собою и работою; наблюдения и исследования над живою природою, наблюдения и исследования над живыми людьми наполняют для него пустоту жизни и застраховывают его против скуки. Он не чувствует потребности в каком-нибудь другом человеке отыскать себе сочувствие и понимание; когда ему приходит в голову какая-нибудь мысль, он просто высказывается, не обращая внимания на то, согласны ли с его мнением слушатели и приятно ли действуют на них его идеи. Чаще всего он даже не чувствует потребности высказаться; думает про себя и изредка роняет беглое замечание, которое обыкновенно с почтительною жадностью подхватывают прозелиты и птенцы, подобные Аркадию. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет родственных ей элементов. Эта замкнутость Базарова тяжело действует на тех людей, которые желали бы от него нежности и сообщительности, но в этой замкнутости нет ничего искусственного и преднамеренного. Люди, окружающие Базарова, ничтожны в умственном отношении и никаким образом не могут расшевелить его, поэтому он и молчит, или говорит отрывочные афоризмы, или обрывает начатый спор, чувствуя его смешную бесполезность. Посадите взрослого человека в одну комнату с дюжиной ребят, и вы, вероятно, не найдете удивительным, если этот взрослый не станет говорить с своими товарищами по месту жительства о своих человеческих, гражданских и научных убеждениях. Базаров не важничает перед другими, не считает себя гениальным человеком, непонятным для своих современников или соотечественников; он просто принужден смотреть на своих знакомых сверху вниз, потому что эти знакомые приходятся ему по колено, что ж ему делать?"
(Д.Писарев)
В каких внешних образах проявляется борьба лирического героя с собой?
В каких произведениях 19 века авторы ведут диалог со своим альтер эго?
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный!

"Слушай, слушай, -
Бормочет он мне, -
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.

В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.

Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою.
(С.Есенин. Черный человек)
План занятия по пьесам Мольера, Шекспира, Островского, Горького и т.д.
Анализ внутреннего конфликта на уроке
  • Эмоциональные состояния в пьесе
    Изучение эмоциональных состояний персонажей и моментов их изменения.
  • Общее настроение пьесы
    Определение общего настроения произведения, его атмосферы и эмоциональной окраски.
  • Композиционные кульминации
    Выявление опорных точек композиции — кульминаций психологических состояний.
  • Реплики и монологи героев
    Исследование реплик, монологов и диалогов, которые демонстрируют эмоциональное состояние персонажей. Саморефлексия.
  • Авторские ремарки
    Чтение авторских ремарок, которые подчеркивают эмоциональный тон фразы или сцены. Автопсихологизм.
Made on
Tilda