Сюжет: событие, действие, мотив

Основы литературного анализа
Жизнь персонажей в пространстве и времени называют сюжетом. Они живут так, а не иначе даже вопреки воле автора. Воля автора - камень, брошенный в пруд. Дальше уже он просто наблюдает- а что получится. И наблюдения свои записывает.

"Если бросить в пруд камень, по воде пойдут концентрические круги, вовлекающие в свое движение, на разном расстоянии, с различными последствиями, кувшинку и тростник, бумажный кораблик и поплавок рыболова. Предметы, существовавшие каждый сам по себе, пребывавшие в состоянии покоя или дремоты, как бы оживают, они вынуждены реагировать, вступать во взаимодействие друг с другом. Движение распространяется вширь и вглубь. Камень, устремляясь вниз, расталкивает водоросли, распугивает рыб; достигая дна, он вздымает ил, натыкается на давно забытые предметы; некоторые из них оголяются, другие, напротив, покрываются слоем песка. За кратчайший миг происходит множество событий или микрособытий. Даже при наличии желания и времени вряд ли можно было бы зафиксировать их все без исключения". (Дж. Родари. Грамматика фантазии)
Так приезд Онегина в деревню - событие повлияло на Татьяну, ее семью, генерала, Ольгу - словно камень, брошенный в воду, взбудоражил все вокруг места своего падения. В этом водовороте оказался Ленский, которого просто снесло волной.
Нередко камнем становится событие, о котором автор говорит вскользь, не разъясняя подробно. Так в "Капитанской дочке" концентрические круги в судьбе Гринева начались после чтения А.П.Гриневым, его отцом, "Придворного календаря". Что там зацепило батюшку - об этом спорят историки, скорее всего, перечень орденов, а может, указ Екатерины. Случайная неслучайность?
Задание. Докажите, что и в произведениях других писателей присутствует случайная неслучайность, влияя на сюжет.
Сюжет, действие и мотив являются тремя важными компонентами литературного произведения, которые часто взаимодействуют и влияют друг на друга. Они формируют основу для понимания и анализа литературных текстов
Сюжет - это последовательность событий, происходящих в произведении, которые обычно приводят к определенному результату или развязке. Он включает в себя все действия, диалоги и описания, составляющие повествование. Действие – это ряд событий, которые происходят в рамках сюжета.
Мотив же является более абстрактным понятием. Это повторяющийся элемент в тексте, который может быть связан с темой, персонажем, местом или событием.
Мотивы могут быть как явными, так и скрытыми, и они помогают читателю понять идеи и эмоции автора. Также мотив - это причина, по которой персонаж выбирает то или иное действие. Такой мотив может влиять на развитие действия. Например, герой может стремиться к достижению определенной цели, которая становится мотивом его действий. В этом случае мотив определяет направление и характер действий героя. Мотив - слово многозначное, и при анализе используются оба значения, но на разных уровнях осмысления.
Взаимосвязь между сюжетом и мотивом проявляется в нескольких аспектах литературного произведения. Во-первых, мотивы могут влиять на выбор сюжета, определяя темы и идеи, которые автор хочет раскрыть в своем произведении.

Например, мотив "трубить в рог, чтобы позвать", может привести к тому, что автор выберет сюжет, связанный с той историей, в которую некогда попал Роланд.
С другой стороны, сюжет может определять мотивы, которые будут проявляться в произведении. Например, если в произведении рассказывается о борьбе главного героя с болезнью, то мотив борьбы за жизнь будет доминировать в тексте. Или, в "Капитанской дочке", взросление и воспитание главного героя происходит в пути, и мотив дороги становится доминирующим в сюжете. Мотив пути в “Капитанской дочке” символизирует процесс становления героев, делает историю их любви похожей на сказку.
Также связь между сюжетом и мотивом может проявляться в том, что они могут взаимодействовать друг с другом, создавая новые смыслы и уровни интерпретации. Например, в романе “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова мотив бала Сатаны становится элементом сюжета, действием и переплетается с сюжетом о любви и предательстве, создавая уникальное и глубокое произведение.


Почему рассказ назван "Событие"? Можно ли сделать равенство между слобытием и рассказом? Можно ли найти здесь иной смысл - со-бытие кошек и людей?
Но дети не замечают ни угроз матери, ни присутствия чужого человека. Они кладут котят на ковер и поднимают оглушительный визг. Около них ходит роженица и умоляюще мяукает. Когда, немного погодя, детей тащат в детскую, одевают их, ставят на молитву и поят чаем, они полны страстного желания поскорее отделаться от этих прозаических повинностей и опять бежать в кухню.
Обычные занятия и игры уходят на самый задний план.
Котята своим появлением на свет затемняют всё и выступают как живая новость и злоба дня. Если бы Ване или Нине за каждого котенка предложили по пуду конфет или по тысяче гривенников, то они отвергли бы такую мену без малейшего колебания. До самого обеда, несмотря на горячие протесты няньки и кухарки, они сидят в кухне около ящика и возятся с котятами. Лица их серьезны, сосредоточены и выражают заботу. Их тревожит не только настоящее, но и будущее котят. Они порешили, что один котенок останется дома при старой кошке, чтобы утешать свою мать, другой поедет на дачу, третий будет жить в погребе, где очень много крыс.
— Но отчего они не глядят? — недоумевает Нина. — У них глаза слепые, как у нищих.
(Чехов. Событие)
Событие – факт, явление. Колобок испечен, теремок стоит в поле.
Действие – разного рода поступки персонажей: колобок катится, мышка-норушка стучится – оно должно совершаться по воле персонажа.
Мотив – причина, побуждающая к действию. Колобок аппетитный, его хочется съесть. Дорога манит, завет.
Сюжет – мотивированный ход событий, то есть соединение мотива, действия и события.
Задание 1. Дополните таблицу – действие- событие- мотив по сказке Метерлинка «Синяя птица».
Интересно, что конфликты в данном произведении не становятся организующим началом сюжетного построения – события, действия и мотивы сами по себе определяют исход предприятия: раз только дети могут найти синюю птицу, значит, они ее найдут. Чего нельзя сказать о романе Шолохова «Тихий Дон» - там семейные конфликты нанизываются на внутристаничные, и все это внутри неразрешимых противоречий внутри исторических сил, перетряхивающих Россию и Дон. Не будь этих конфликтов, личная воля каждого участника вела бы миру, гармонии, покою.
Задание 2. Объясните, как разворачивается в рассказе И.Тургенева «Муму» мотив глухоты и немоты– какие он провоцирует события, действия?
Задание 3. Разложите событие – бой с быком - на составляющие – движения. Найдите соответствие этого эпизода и боя с барсом в поэме Лермонтова «Мцыри». Чем мотивированы в том и другом бою действия участников боя, рефлексия победителей? Почему здесь можно говорить о монтажной композиции?
«В середине арены Ромеро, стоя против быка, вытащил шпагу из складок мулеты, поднялся на носки и направил клинок. Бык кинулся, и Ромеро кинулся. Левая рука Ромеро набросила мулету на морду быка, чтобы ослепить его, левое плечо вдвинулось между рогами, шпага опустилась, и на одно мгновение бык и Ромеро, который возвышался над быком, сжимая высоко поднятой правой рукой эфес шпаги, вошедшей до отказа между лопатками быка, слились воедино. Потом группа распалась. Ромеро, легко оттолкнувшись от быка, стоял, подняв руку, лицом к быку, и его белая рубашка, разорванная под мышкой, развевалась от ветра, а бык с торчащим между лопатками красным эфесом, опустив голову, шатался на подгибающихся ногах. — Сейчас упадет, — сказал Билл. Ромеро стоял так близко к быку, что бык видел его. Не опуская руки, он заговорил с быком. Бык подобрался, потом голова его выдвинулась вперед, и он начал падать, сначала медленно, потом вдруг перевернулся на спину, задрав все четыре ноги. Ромеро подали шпагу, и, держа ее острием вниз, с мулетой в левой руке, он направился к ложе президента, поклонился, выпрямился, подошел к барьеру и отдал шпагу и мулету своему слуге. — Трудный бык, — сказал тот.— В пот вогнал, — сказал Ромеро».(Э.Хемингуэй. Фиеста)

Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг... и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил...
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек...
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье... Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я - и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык...
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз...
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно - и потом
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу! ..
(М.Лермонтов. «Мцыри»)
Задание 4. Прочитайте отрывок из «Войны и мира» Толстого. О каком важном для семьи событии идет речь? Как предпочла действовать графиня в этой ситуации? Опишите мотивы, которыми руководствовались графиня, Соня.
«Письмо Сони к Николаю, бывшее осуществлением его молитвы, было написано
из Троицы. Вот чем оно было вызвано. Мысль о женитьбе Николая на богатой
невесте все больше и больше занимала старую графиню. Она знала, что Соня
была главным препятствием для этого. И жизнь Сони последнее время, в
особенности после письма Николая, описывавшего свою встречу в Богучарове с
княжной Марьей, становилась тяжелее и тяжелее в доме графини. Графиня не
пропускала ни одного случая для оскорбительного или жестокого намека Соне.
Но несколько дней перед выездом из Москвы, растроганная и взволнованная
всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и
требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она,
пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы
разорвала свои связи с Николаем.
-- Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания.
Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает
все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не
могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для
счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для
счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что
только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она
привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях
самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим
самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более
достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь
жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее
составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она
почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того,
чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не
испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и
заставлявшей других жертвовать себе и все-таки всеми любимой. И в первый раз
Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало
вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и
религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею
зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине,
избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы
в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним».
Рассматривая чеховские рассказы З.С. Паперный заметил одну особенность - сопротивление автора собственному сюжету: «история, казалось бы, торжествующих над человеком обстоятельств, среды, как бы опровергается скрытым, но вполне определенным отношением автора, который не мирится с этим сюжетом, спорит с ним, тоскует о другом «сюжете», об иной жизни».
Подтвердите или опровергните слова З.С.Паперного, что Чехов не мирится со своим собственным сюжетом в рассказе "Событие".
"Утро. Сквозь льдяные кружева, покрывающие оконные стекла, пробивается в детскую яркий солнечный свет. Ваня, мальчик лет шести, стриженый, с носом, похожим на пуговицу, и его сестра Нина, четырехлетняя девочка, кудрявая, пухленькая, малорослая не по летам, просыпаются и через решетки кроваток глядят сердито друг на друга.
— У-у-у, бесстыдники! — ворчит нянька. — Добрые люди уж чаю напившись, а вы никак глаз не продерете...
Солнечные лучи весело шалят на ковре, на стенах, на подоле няньки и как бы приглашают поиграть с ними, но дети не замечают их. Они проснулись не в духе. Нина надувает губы, делает кислое лицо и начинает тянуть:
— Ча-аю! Нянька, ча-аю!

.....
Перед самым обедом Ваня сидит в кабинете отца и мечтательно глядит на стол. Около лампы на гербовой бумаге ворочается котенок. Ваня следит за его движениями и тычет ему в мордочку то карандашом, то спичкой... Вдруг, точно из земли выросши, около стола появляется отец.
— Это что такое? — слышит Ваня сердитый голос.
— Это... это котенок, папа...
— Вот я тебе покажу котеночка! Погляди, что ты наделал, негодный мальчишка! Ты у меня всю бумагу испачкал!
К великому удивлению Вани, папа не разделяет его симпатий к котятам и, вместо того, чтоб прийти в восхищение и обрадоваться, он дергает Ваню за ухо и кричит:
— Степан, убери эту гадость!
За обедом тоже скандал... Во время второго блюда обедающие вдруг слышат писк. Начинают доискиваться причины и находят у Нины под фартучком котенка".
А.П.Чехов. Событие

Придумайте другой пример расходящихся тропок на примере "Героя нашего времени" Лермонтова. Можно взять любое событие.
 Классический сюжет приведения сюжетостроения к абсурду дан борхесом в книге"Сад расходящихся тропок". События в произведениях всех авторов мира составляют сложную систему тропок: "скажем, Фан владеет тайной; к нему стучится неизвестный; Фан решает его убить. Есть, видимо, несколько вероятных исходов: Фан может убить незваного гостя; гость может убить Фана; оба могут уцелеть; оба могут погибнуть, и так далее. Так вот, в книге Цюй Пэна реализуются все эти исходы, и каждый из них дает начало новым развилкам".
Попытайтесь сами ответить на вопрос А.Кураева, исходя из мысли о сюжете, с которым автор может быть и не согласен. Как указывает на это вариант заголовка "Евангелие от Воланда"? Как этот сюжет связан с поэтикой абсурда и иронией автора над современными ему теориями трансляций и гипноза?
"Сразу скажу: так называемые "пилатовы главы" "Мастера и Маргариты" кощунственны. Это неинтересно даже обсуждать. Достаточно сказать, что Иешуа булгаковского романа умирает с именем Понтия Пилата на устах, в то время как Иисус Евангелия - с именем Отца. Любой христианин (а христианин - при максимально мягком и широком определении этого слова - это человек, который молится Христу) любой конфессии согласится с этой оценкой.
Вопрос в другом: а можно ли эту оценку ("кощунство") перенести с "пилатовых глав" на весь роман в целом и на самого Булгакова?"

(А.Кураев)
Разбейте эпизод на действия и мотивы. Почему Максим Максимович так долго отсутствовал? Почему Печорин его ждал, делая вид, что не помнит о его существовании, а просто любуется пейзажем? Докажите, что Максим Максимович неправ, обидевшись на Печорина и что ему следует обидеться на себя.
Лошади были уже заложены; колокольчик по временам звенел под дугою, и
лакей уже два раза подходил к Печорину с докладом, что все готово, а Максим
Максимыч еще не являлся. К счастию, Печорин был погружен в задумчивость,
глядя на синие зубцы Кавказа, и кажется, вовсе не торопился в дорогу. Я
подошел к нему.
- Если вы захотите еще немного подождать, - сказал я, - то будете иметь
удовольствие увидаться с старым приятелем...
- Ах, точно! - быстро отвечал он, - мне вчера говорили: но где же он? -
Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи...
Лермонтов. "Герой нашего времени"

  1. Рассмотрите мотив с разных сторон: мотив как древний архетипический образ трубящего Роланда из средневековой литературы и мотив как необходимость действия: зачем трубит Ральф?
  2. Что изменилось в жизни Ральфа после того, как он подул в раковину?
  3. Почему Хрюшка был в восторге? Почему он сам не мог трубить? Что было бы, будь он такой же бесцеремонный, как Ральф или Джек?
  4. Как отреагировали птицы и маленькие зверьки на звуки раковины?
  5. Как автор описывает длительность дудения Ральфа? Почему он вошел в роль? Когда его лицо потемнело и почему?
  6. Что Хрюшка сказал о громкости звука раковины?
  7. Какие звуки издавал Ральф после этого?
  8. Как в действие включается раковина, почему "Она ожила"?
  9. Что увидел Хрюшка среди пальм после этого?
  10. Как связаны действия персонажей в отрывке и как они их характеризуют?
"Ральф забрал раковину, и по его руке скатились капли воды. Раковина была темно-кремовая, кое-где линялая, розовая. Между острием, в самом кончике которого протерлась маленькая дырочка, и розовыми губами раструба было восемнадцать дюймов слегка закрученного перламутра, покрытого нежным рифленым узором. Ральф вытряхнул песок из раковины.
— …мычала в него, как корова, — продолжал Хрюшка. — И еще у моего приятеля были белые камни и клетка с зеленым попугаем. В камни эти он, конечно, не дудел, и он говорил… — Хрюшка умолк, чтобы перевести дыхание, и погладил блестящую игрушку, лежавшую на руках у Ральфа. — Ральф! — Тот поднял глаза. — Теперь мы можем всех созвать! И устроить собрание. Они придут, когда услышат нас. — Хрюшка сиял. — Ведь ты же это и хотел сделать?
— А как твой приятель дудел?
— Он вроде фыркал туда, — ответил Хрюшка. — Мне-то тетушка не разрешала — из-за астмы. Он говорил, нужно дунуть как-то отсюда, от самого низа, — Хрюшка прижал руку к брюшку. — Попробуй, Ральф, а?
Ральф недоверчиво приставил раковину к губам и дунул. Из раструба послышался шорох, и только. Ральф вытер с губ соленую воду и дунул еще раз, но раковина молчала.
— Он вроде фыркал.
Ральф поджал губы и выдохнул воздух струей — раковина отозвалась сиплым хрипом. Это так развеселило ребят, что Ральф, давясь от смеха, дул в нее еще несколько минут.
— Как-то отсюда, от самого низа.
Ральф сообразил, что от него требовалось, и выдохнул всей грудью, от живота. И раковина ожила. Густая, грубо взятая нота загудела под пальмами, разнеслась по лабиринтам леса и отразилась эхом от розового гранита горы. С вершин деревьев тучами поднялись птицы, что-то взвизгнуло и пробежало в зарослях. Ральф опустил раковину.
— Черт возьми!
После раковины его обычный голос показался шепотом. Ральф поднес раковину к губам, набрал сколько мог воздуху и дунул. Снова загудела та же нота, затем, когда он поднатужился, звук взметнулся на октаву выше и превратился в резкий пронзительный рев. Хрюшка что-то кричал, он был в восторге, его очки сверкали. Загалдели птицы, какие-то маленькие зверьки бросились врассыпную. Ральф задохнулся, звук съехал вниз, басовито ухнул и оборвался шуршанием.
Раковина, похожая на гладкий, блестящий бивень, молчала; лицо Ральфа потемнело; над островом стоял птичий гвалт и звенело многоголосое эхо.
— Держу пари, тебя было слышно и за сотню миль!
Ральф отдышался и выдул серию пронзительных звуков.
— Вот и первый! — воскликнул Хрюшка.
Среди пальм, примерно в ста ярдах по пляжу, показался ребенок. Это был русый крепыш лет шести, в изорванной одежде, весь перемазанный липкой мякотью диких плодов. Свои штанишки, приспущенные для вполне определенной цели, он так и не успел натянуть. Он спрыгнул с террасы — и штанишки спали до колен; он вышагнул из них и побежал к платформе. Забраться ему помог Хрюшка. А Ральф все дудел и дудел, пока из леса не послышались крики. Малыш сидел перед Ральфом на корточках и, задрав голову, смотрел на него смышлеными глазами. Когда малыш уверился, что делается нечто важное, на его лице появилось удовлетворенное выражение, и его розовый большой палец — единственно чистый — скользнул в рот. Хрюшка наклонился к малышу.
— Как тебя звать?
— Джонни.
Хрюшка пробурчал его имя себе под нос, потом выкрикнул для Ральфа, но тот и бровью не повел: он трубил. Упоенно глуша округу тупым ревом, он весь потемнел, и натянувшаяся на нем рубашка мелко дрожала от ударов сердца.
Теперь и на берегу стали заметны признаки жизни. Струившееся над пляжем марево скрывало в себе не одну дюжину детей; они сбредались за много миль, пробираясь к платформе по раскаленному белому песку. Три малыша — каждый не старше Джонни — появились пугающе близко, как из-под руки, выйдя из леса, где они объедались дикими плодами. Смуглый мальчик, пониже и помладше Хрюшки, раздвинул кусты, прошел по платформе и каждому улыбнулся приветливой улыбкой. Подходили все новые и новые. Видя в простодушном Джонни намек на то, что им следует делать, они рассаживались на упавшие стволы и ждали. Ральф продолжал выдувать короткие пронзительные звуки.
Хрюшка расхаживал среди толпы, спрашивал имена и, пытаясь запомнить их, хмурился. Дети слушались его так же просто, как они повиновались взрослым с мегафонами. Одни были голые и держали одежду в руках, другие — полуголые и более или менее одетые, в школьной форме; в сером, синем и коричневом, в куртках и джемперах. Со значками и даже с девизами, в полосатых цветных чулках и пуловерах, Головы, точно живые грозди, шевелились над стволами в зеленом сумраке: головы каштановые и русые, черные и рыжие, золотистые и пепельные; головы бормочущие и шепчущие. Ребята во все глаза следили за Ральфом и соображали. Что-то делалось.
Дети, шагавшие по пляжу парами и в одиночку, появлялись из марева как-то вдруг, когда пересекали неопределенную линию между террасой и водой неподалеку от платформы. Прежде всего в глаза бросалось черное существо, похожее на летучую мышь, которое странно плясало на песке, и лишь потом над ним воспринимались очертания человеческой фигуры. Летучая мышь была тенью, сжатой отвесными лучами солнца в пятно между семенящими детскими ступнями. Даже Ральф, хотя он еще дул в раковину, заметил последнюю парочку, когда она подходила к платформе, ступая по порхающему черному пятну. Оба мальчика, круглоголовые, с волосами как кудель, бросились на землю и лежали, ухмыляясь Ральфу и часто дыша, как собаки. Они были близнецы и поражали своей невероятной до смешного схожестью. Верхние губы у них вздернулись, будто на лица им не хватило кожи, и поэтому профили были смазаны, а рты остались разинутыми".
(Голдинг. Повелитель мух)

Как в ваших любимых произведениях небольшое событие стало камнем, от которого пошли концентрические круги?
Contact us
Skype
Mail
WhatsApp
Made on
Tilda