Оппонент должен быть очень умен - таков художественный принцип Достоевского
Диалогизм
Диалогизм - культура письма, свойственная критическому мышлению Достоевского, пронизывающая на всех уровнях структуру его произведений. Она состоит в «диалогических отношениях» между автором и героем, позиции которых либо одинаково умны, либо параллельно абсурдны, между героями, ни один из которых не правее другого, между автором и миром, им созданным.
Анализ диалога
1. Цель высказываний.
2. Позиции беседующих (идеологические, социальные, политические, философские, моральные, эстетические)
3. Форма, композиционные и речевые особенности.
4. Наличие – отсутствие диалогических отношений (умение слушать и слышать собеседника).
5. Взаимосвязь высказываний участников (или ее отсутствие в пьесах театра абсурда)
6. Барьеры, препятствующие диалогу - тяготение к монологичности.
7. Психологический настрой собеседников и художественные средства его выражения.
8. Цели, стоящие перед участниками диалога, средства, используемые для их достижения.
9. Приемы, используемые для достижения понимания.
10. Итог диалога (кому и почему удается или не удается достичь понимания).
В.Шукшин "Хозяин бани и огорода"
Проанализируйте диалог Ивана и Николая и создайте проектную работу "Особенности диалогичности в рассказе В.Шукшина"
  • Задача исследования
    Анализ диалога, его форм, структуры, типов, жанра и стиля.
  • Изучение особенностей речи персонажей
    В ходе прохождения курса вы научитесь анализировать цели высказываний. Обнаружите барьеры, препятствующие диалогу - тяготение к монологичности со стороны Николая, обидчивость со стороны Ивана.
  • Цели исследования
    Основной целью проекта является научить вас понимать и анализировать типы диалогов в деревенской прозе.
  • Рассказ поможет вам развить свои аналитические способности и научиться их применять на практике.
Почему Достоевский принципиально не хочет включать в свои произведения глупых, недалеких людей? Как на эту позицию повлиял Герцен?
— И мне особенно нравится, — заметил я между прочим, — что ваш оппонент тоже очень умен. Согласитесь, что он вас во многих случаях ставит к стене.
— Да ведь в том-то и вся штука, — засмеялся Герцен. — Я вам расскажу анекдот. Раз, когда я был в Петербурге, затащил меня к себе Белинский и усадил слушать свою статью, которую горячо писал: «Разговор между господином А. и господином Б.». (Вошла в собрание его сочинений). В этой статье господин А., то есть, разумеется, сам Белинский, выставлен очень умным, а господин Б., его оппонент, поплоше. Когда он кончил, то с лихорадочным ожиданием спросил меня:
— Ну что, как ты думаешь?
— Да хорошо-то, хорошо, и видно, что ты очень умен, но только охота тебе была с таким дураком свое время терять.
Белинский бросился на диван, лицом в подушку, и закричал, смеясь, что есть мочи:
— Зарезал! Зарезал!
(Дневник писателя)
Пояснение: глупых людей он сравнивает в "Дневнике писателя" со свиньей, которая измазалась и пришла на дуэль со львом. Лев не стал с ней разговаривать. Эту чистоплотность Достоевского назвали диалогичностью. По сути она означает разговор на равных. Хотя на самом деле у Достоевского иногда герои принципиально не готовы вступать в диалог: молчит и не идет на контакт Раскольников, не готов делиться кафтаном Лужин, посетители трактира не понимают Мармеладова, хотя такие же, как и он - пропойцы.
А вот в "Молчании ягнят" Томса Харриса мы видим, когда два героя, имеющие принципиально не сходные положения в интеллектуальной и социальной сферах: доктор Лектор и Старлинг - находят общий язык. Разные миры ищут точки соприкосновения и находят их, что помогает раскрыть преступление.

Докажите диалогичность стиля Булгакова, используя отрывок из эпилога:
– Боги, боги, – говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, – какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, – тут лицо из надменного превращается в умоляющее, – ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?
– Ну, конечно не было, – отвечает хриплым голосом спутник, – тебе это померещилось.
– И ты можешь поклясться в этом? – заискивающе просит человек в плаще.
– Клянусь, – отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются.
– Больше мне ничего не нужно! – сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается все выше к луне, увлекая своего спутника. За ними идет спокойный и величественный гигантский остроухий пес.

Для того, чтобы власть и религия могли в принципе вести какой-лбо диалог, нужно, чтобы Голгофы не было вообще. Чтобы собеседников сделать равными - иначе это не беседа, Булгаков отрицает и казнь Иешуа, и вину Понтия Пилата.
Леонид Андреев явил пример антидиалогизма, когда в расссказе "Молчание" никто не вступает в откровенный диалог, напротив, каждый упрекает другогго и считает его хуже себя.
Докажите, что данный диалог неравноценный, в данном диалоге характер Надежды - никогда никому не прощать - противопоставляется великодушному характеру Николая и доминирует над ним. В чем автор видит пошлость ситуации? Как диалог помогает это понять?
— Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.
— А! Все проходит. Все забывается.
— Все проходит, да не все забывается.
— Уходи, — сказал он, отворачиваясь и подходя к окну. — Уходи, пожалуйста.
И, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил:
— Лишь бы бог меня простил. А ты, видно, простила.
Она подошла к двери и приостановилась:
— Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя. Ну да что вспоминать, мертвых с погоста не носят.
(И.Бунин. Темные аллеи)
Найдите соответствие с диалогом поколений в "Маленьком принце" Экзюпери.
Диалог поколений в произведении Ульфа Старка „Умеешь ли ты свистеть, Йоханна“
Произведение Ульфа Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» является ярким примером диалога поколений, в котором автор обращается к теме памяти, детства и старости. Главный герой Берра находит утешение и понимание в общении с пожилым человеком Нильсом, который делится с ним своим опытом и мудростью.  Когда мы впервые встречаем старика, мы видим, что он одиноко сидит и играет в карты сам с собой: «Я вот в карты сам с собой играю». После их знакомства дедушка признаёт Берру своим внуком, что показывает, насколько одинок человек и как он готов признать случайного мальчика своим внуком. И для Берры, и для старика это было счастьем найти такого компаньона, они дополняли досуг друг друга и много веселились. Берра и Нильс находят общий язык благодаря своему интересу к природе и простым радостям жизни. Они вместе запускают воздушного змея, срывают вишни с дерева и учатся свистеть. Этот процесс обучения и обмена опытом помогает им лучше понять друг друга и преодолеть возрастные различия.
Однажды мальчики предлагают старику пойти на рыбалку, но дедушка не может уходить далеко от дома, чтобы не заблудиться. Однако он находит выход и ведёт детей в парк, чтобы сделать воздушного змея и запустить его: «Мы что будем делать воздушного змея?» — радуется Берра. Беррн был очень счастлив. Он хотел отблагодарить дедушку за это событие и предположил, что у старика, возможно, скоро будет день рождения, и оказался прав: «Когда у тебя день рождения?» — «Может, в следующую пятницу?» — «Да, вполне». Дети поздравляют Нильса, и он очень рад.
Из всего этого можно понять, насколько важно для пожилых людей общение и внимание. В трудные времена общение — это счастье, ведь одиночество убивает человека изнутри. Берра подарил Нильсу его лучшие последние месяцы жизни, наблюдая за взаимодействием Берры и Нильса, становится ясно, что их счастье исходит друг от друга.
В этом тексте автор показывает, каково быть одному и какое простое решение существует для этого.

Более того, Старк показывает, что диалог между поколениями возможен и необходим для передачи знаний и опыта от старших к младшим, прежде всего опыта доброты, внимания, заботы. В этом произведении автор акцентирует внимание на важности сохранения памяти о прошлом и уважения к старшим.
Таким образом, диалог поколений в произведении Ульфа Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» подчёркивает важность сохранения связи между разными возрастными группами и передачи традиций и ценностей от старшего поколения к младшему.
контакты
Ольга Леонидовна
Преподаватель, автор
Phone: +79256015792
Email: ol-olga@yandex.ru
Made on
Tilda