Основные средства художественной выразительности: метонимия, эпитет, аллегория, сравнение, олицетворение.

На примере стихотворения Лермонтова «Три пальмы» и песни В.Высоцкого "Если я богат, как царь морской..."

Ученик:
Где в стихотворении Лермонтова метонимия?
Ответ:
Части тела вместо всего человека, "топор застучал", или вдруг отсутствие человека, где он есть "кувшины...налилися водою", ясно, что не сами, что это человек наливал воду. Метонимия - перенос по смежности, часть вместо целого, многое вместо одного и один вместо многого. Таким образом и три пальмы- это метонимия, ведь под тремя Лермонтов имел ввиду одного человека, питомца столетий, Пушкина.
Ученик:
Что позволяет предположить, что Три пальмы - это Пушкин?
Ответ:
Пальмы, как и Пушкин, "питомцы столетий", они кивают "махровой главою", без них ручью-Лермонтову очень плохо. "Ничей благосклонный не радуя взор"- Пушкин хотел уехать за границу, чтобы найти там благосклонного читателя. Аллегория указывает на трагическую гибель, о которой Лермонтову в ту пору НЕЛЬЗЯ БЫЛО ГОВОРИТЬ из-за цензуры.Возможно, это аллегория, некая абстракция, обозначающая всех таких поэтов, питомцев столетий.
Ученик:
Почему родник - это Лермонтов?
Ответ:
Эпитет "холодный" - основное свойство его поэзии. "Пробивался" - о нем мало кто знал в то время. Он засыхает без Трех пальм - Лермонтов чувствует, что ему мало осталось.
Ученик
Где здесь метафоры?
Ответ:
"Сумрак упал", "питомцы столетий", одежда (листья), тела (ствол), автометафора "родник".
Ученик
Где еще встречается автометафора "родник"? Наверняка не только Лермонтов считал свои стихи чистыми и прозрачными как ручей...
Ответ:
  1. “Ручеёк” - Иван Бунин. Автор, как и ручеек, чувствует себя "средь скудных берегов", но стремится к расширению своего влияния: "Придет он к морю, где залив Пред ним раскроет даль широко".
  2. “Черный ручей” - Белла Ахмадулина. Поэтесса сравнивает свою жизнь с озорным и проворным ручьем- под стать своему характеру.
  3. "Черемуха" Сергей Есенин - Ручей певуч, поэтичен. "Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет".
  4. “Весенние воды” - Фёдор Тютчев. Весенние ручейки, как молодые поэты провозглашают свободу, о которой так мечтали романтики.
  5. "Альтер эго" - Афанасий Фет. Поэт сравнивает себя с нагорным ручьем - Кестальский источник - а свою возлюбленную - с лилией (андрогинное начало поэзии).
  6. “Душа хранит” - Николай Рубцов . Свет души внутри источника. "Вода недвижнее стекла. И в глубине её светло. И только щука, как стрела, Пронзает водное стекло".
  7. Г.Поженян "Мы с тобой два берега у одной реки", - популярная песня придает значение реке как единству душ поэта и возлюбленной.
  8. "Речка и тропка" А.Яшин - поэт называет речкой девушку, себя - тропкой, которая бежит за речкой куда угодно.
  9. В.Высоцкий. "Если я богат, как царь морской", бардовская песня с припевом: "Родники мои серебряные, Золотые мои россыпи!"- отсылка к Kастальскому источнику на Парнасе - обиталищу муз.
Ученик:
Кто из поэтов представляет себя в виде деревьев?
Ответ:
Пушкин сидел под дубом, который стоит у Лукоморья, но и сам он дуб, могучий великан в мире поэзии.
Строчки “Я такое дерево» написаны российским поэтом армянского происхождения Г. Поженяном.
В древесной лирике Хельги Ольшванг деревья и поэтесса - одно целое.
Аллегорическое стихотворение Лермонтова, в нем все - иносказание, относящееся к оазису поэзии. Это пророческое стихотворение, предвещающее гибель поэта (закрытие портала поэзии вслед за Пушкиным, установление поэтического безвременья).


Начинаем с того, что выписываем все средства художественной выразительности в пять столбиков: метонимия, эпитет, аллегория, сравнение, олицетворение.
Самыми большими столбцами получаются те, где эпитет и аллегория. Что ни эпитет, то аллегория.
Холодный, бесплодный, махровая глава, пепел седой и холодный ...
"От знойных лучей и летучих песков", - эпитеты указывают на отношение к поэтам - их ссылают, их гонят.
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Риторические вопросы - совершенно бесполезно просить, чтобы Пушкина выпустили из России.
Сравнения, в том числе в творительном падеже - относятся к людям, к движению читателей к книгам Пушкина:
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки

И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Взрыв песка- образ вызывает напряжение, взрыв эмоций от стихов Лермонтова и Пушкина. Здесь же антитеза: замалчивание сменилось громкой славой.

Что касается средств изобразительности, то здесь пейзаж и он же портрет. Причем портрет Лермонтова - ручей. Портрет Пушкина - три пальмы с махровой главою.
Роскошные листья - эпитет, относящийся и к роскошной поэзии.


"Звучный ручей" - автометафора, характеристика лермонтовской поэзии.

Задание1. Прочитайте отрывок, найдите эпитеты и определите, какие свойства поэзии Пушкина и Лермонтова им соответствуют:
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
Б.И. Эйхенбаум писал о «Трех пальмах»: «Стихотворение кажется возражением Пушкину. Для Лермонтова неприемлема пушкинская гармония, мирный финал трагической темы для него немыслим".
На самом деле стихотворение специально написано по Пушкину. Но написано не для подражания и не для опровержения - это плач по Пушкину, такой же как «Выхожу один я на дорогу».
Задание 2. Прочитайте отрывок. Докажите, что здесь имеются черты плача - древнего обрядового жанра:
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
Это стихотворение было написано в эпоху Николая I, которая для Лермонтова была удушливой, пустынной. Не случайно использован эпитет ·почва бесплодная и образ засушливой пустыни, на которой остался один оазис с водой для пристанища путников, который аллегорически обозначал поэзию, которая еще жила, а в ней Пушкина и Лермонтова.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной.
Почва бесплодная была уже в "Тучах" - там тоже олицетворяла эпоху Николая I, бесплодную, бездуховную, не способную к восприятию поэзии.
Он, Лермонтов, в контексте данного произведения - холодный сверкающий родник. (Да, Лермонтов именно блестящий, именно холодный и чистый!) Находится в тени Трех пальм - Пушкина.
Ничей благосклонный не радуя взор - благосклонным может быть взор читателя, уже отсюда критикам бы догадаться....
Пушкин представлен в виде трех пальм - почему трех? Потому он для Лермонтова он представлял собой что-то божественное, как Троица.
Лермонтов- ручей, о чем говорит эпитет «Хранимый под сенью зеленых листов» и он благодаря им вырос в стихах, его не засыпало песком, он понимал, что Пушкин его старше, выше. А сам совсем молодой, и очень нуждается в поддержке.
Пушкин (пальмы) начал роптать, что никому не нужен, не замечая под собой родник, что нужен он Лермонтову только во всем мире. Бог услышал его ропот и послал людей (там женские руки и очи - главное).

Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
Люди срубили три пальмы - убили Пушкина - и воспользовались им. Какова тут роль женщины? - она закрыта, как и сама женщина, лишь метонимия: ручки вместо ее, очи вместо ее..

По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.
Метафора "питомцы столетий" многозначна. Пушкина вскормили столетия, он один - воспитанник столетий, такие поэты рождаются раз в столетия...

Задание 3. Подумайте, почему здесь «топор застучал» не олицетворение, а метонимия? Чему может соответствовать древняя аллегория: одежда, тела, огонь.
Важно, что тут редкий случай Лермонтовым используется метафора. Обычно он использует метонимию. А тут "питомцы столетий". Да, Пушкин именно питомец столетий!

Без светоча, точнее тени, родник стал засыхать:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
И осталось ему недолго. Лермонтову осталось жить два года. Он стал засыхать – и какой-то критик- коршун клюет свою добычу.
Задание 4. Объясните образ коршуна в приведенной цитате.
Задание 5. Объясните смысл метафоры-философемы " сумрак упал".
Задание 6. Поясните причину аллегоричности стихов Лермонтова.
И путник усталый на бога роптал:
Он жаждой томился и тени алкал.
В пустыне блуждая три дня и три ночи,
И зноем и пылью тягчимые очи
С тоской безнадежной водил он вокруг,
И кладез под пальмою видит он вдруг.
И к пальме пустынной он бег устремил,
И жадно холодной струей освежил
Горевшие тяжко язык и зеницы,
И лег, и заснул он близ верной ослицы —
И многие годы над ним протекли
По воле владыки небес и земли.
Настал пробужденья для путника час;
Встает он и слышит неведомый глас...

А.Пушкин. Подражание Корану
Текст- первоисточник, точнее, текст, который указывает читателю на то, что в "Трех пальмах" Лермонтова есть Пушкин - и как реминисценция, и как аллегория.
  1. Как образ Мадонны Рафаэля связан с чистотой и серебристостью родников?
  2. Что означает сравнение с царем морским?
  3. Какой образ создает Высоцкий, описывая своего героя как “богача”?
  4. Как в стихотворении В.Высоцкого отразилась символика Kастальского источника? О каком множестве родников идет речь?
  5. Почему сравнение с псом наводит на размышление о земных желаниях? Как связана с этим образом песня "Идет охота на волков"?
  6. Богам войны, в частности, Одину приносили в жертву волков, собак и людей, совершивших преступление потому "ставших волками". Поясните значение жертвы в этой песне Высоцкого.
  7. Как здесь работает олицетворение телесности - пес и духовности - хрусталь? Составляют ли они антитезу?
  8. Как вы думаете, что такое “богатство”, по мнению Высоцкого, и что оно может включать в себя?
  9. Что мешает отнести это стихотворение к любовной лирике?
Если я богат, как царь морской,
Крикни только мне: «Лови блесну!» –
Мир подводный и надводный свой,
Не задумываясь, выплесну!

Дом хрустальный на горе для неё.
Сам, как пёс бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!

Если беден я, как пёс, один,
И в дому моём шаром кати –
Ведь поможешь ты мне, Господи!
Не позволишь жизнь скомкати...

Дом хрустальный на горе для неё.
Сам, как пёс бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!

Не сравнил бы я любую с тобой,
Хоть казни меня, расстреливай.
Посмотри, как я любуюсь тобой, –
Как Мадонной Рафаэлевой!

Дом хрустальный на горе для неё.
Сам, как пёс бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!
(В.С. Высоцкий, 1967)

Чем связана баллада Лермонтова и песня Высоцкого?
Made on
Tilda