Начинаем с того, что выписываем все средства художественной выразительности в пять столбиков: метонимия, эпитет, аллегория, сравнение, олицетворение.
Самыми большими столбцами получаются те, где эпитет и аллегория. Что ни эпитет, то аллегория.
Холодный, бесплодный, махровая глава, пепел седой и холодный ...
"От знойных лучей и летучих песков", - эпитеты указывают на отношение к поэтам - их ссылают, их гонят.
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Риторические вопросы - совершенно бесполезно просить, чтобы Пушкина выпустили из России.
Сравнения, в том числе в творительном падеже - относятся к людям, к движению читателей к книгам Пушкина:
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Взрыв песка- образ вызывает напряжение, взрыв эмоций от стихов Лермонтова и Пушкина. Здесь же антитеза: замалчивание сменилось громкой славой.
Что касается средств изобразительности, то здесь пейзаж и он же портрет. Причем портрет Лермонтова - ручей. Портрет Пушкина - три пальмы с махровой главою.
Роскошные листья - эпитет, относящийся и к роскошной поэзии.
"Звучный ручей" - автометафора, характеристика лермонтовской поэзии.
Задание1. Прочитайте отрывок, найдите эпитеты и определите, какие свойства поэзии Пушкина и Лермонтова им соответствуют:
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
Б.И. Эйхенбаум писал о «Трех пальмах»: «Стихотворение кажется возражением Пушкину. Для Лермонтова неприемлема пушкинская гармония, мирный финал трагической темы для него немыслим".
На самом деле стихотворение специально написано по Пушкину. Но написано не для подражания и не для опровержения - это плач по Пушкину, такой же как «Выхожу один я на дорогу».
Задание 2. Прочитайте отрывок. Докажите, что здесь имеются черты плача - древнего обрядового жанра:
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
Это стихотворение было написано в эпоху Николая I, которая для Лермонтова была удушливой, пустынной. Не случайно использован эпитет ·почва бесплодная и образ засушливой пустыни, на которой остался один оазис с водой для пристанища путников, который аллегорически обозначал поэзию, которая еще жила, а в ней Пушкина и Лермонтова.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной.
Почва бесплодная была уже в "Тучах" - там тоже олицетворяла эпоху Николая I, бесплодную, бездуховную, не способную к восприятию поэзии.
Он, Лермонтов, в контексте данного произведения - холодный сверкающий родник. (Да, Лермонтов именно блестящий, именно холодный и чистый!) Находится в тени Трех пальм - Пушкина.
Ничей благосклонный не радуя взор - благосклонным может быть взор читателя, уже отсюда критикам бы догадаться....
Пушкин представлен в виде трех пальм - почему трех? Потому он для Лермонтова он представлял собой что-то божественное, как Троица.
Лермонтов- ручей, о чем говорит эпитет «Хранимый под сенью зеленых листов» и он благодаря им вырос в стихах, его не засыпало песком, он понимал, что Пушкин его старше, выше. А сам совсем молодой, и очень нуждается в поддержке.
Пушкин (пальмы) начал роптать, что никому не нужен, не замечая под собой родник, что нужен он Лермонтову только во всем мире. Бог услышал его ропот и послал людей (там женские руки и очи - главное).
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
Люди срубили три пальмы - убили Пушкина - и воспользовались им. Какова тут роль женщины? - она закрыта, как и сама женщина, лишь метонимия: ручки вместо ее, очи вместо ее..
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.
Метафора "питомцы столетий" многозначна. Пушкина вскормили столетия, он один - воспитанник столетий, такие поэты рождаются раз в столетия...
Задание 3. Подумайте, почему здесь «топор застучал» не олицетворение, а метонимия? Чему может соответствовать древняя аллегория: одежда, тела, огонь.
Важно, что тут редкий случай Лермонтовым используется метафора. Обычно он использует метонимию. А тут "питомцы столетий". Да, Пушкин именно питомец столетий!
Без светоча, точнее тени, родник стал засыхать:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
И осталось ему недолго. Лермонтову осталось жить два года. Он стал засыхать – и какой-то критик- коршун клюет свою добычу.
Задание 4. Объясните образ коршуна в приведенной цитате.
Задание 5. Объясните смысл метафоры-философемы " сумрак упал".
Задание 6. Поясните причину аллегоричности стихов Лермонтова.