Художественная деталь – бытовая, историческая, психологическая

"Я предполагаю, что мой неожиданный отъезд с фельдъегерем поразил вас так же, как меня, - писал Пушкин 4 сентября 1826 года П. А. Осиновой, своей соседке по Михайловскому. -... Я еду прямо в Москву, где рассчитываю быть 8 числа текущего месяца..." - писал Пушкин, ожилая разговора с императором о декабристах. Найдите среди перечисленныз Пушкиным деталей пейзажа знаковые, касаемые только Москвы и ее отличия от Петербурга.

Уже столпы заставы
Белеют; вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.




Разумеется, отличие от Петербурга - "львы на воротах". В "Медном всаднике" львы были у ворот, на воротах же- геральдический знак. Москвичи чтят память предков.
Выразительная подробность – художественная деталь. Важная историческая деталь: посаженые мать и отец обычно самые близкие родственники. Во сне Гринев видит мужика- посаженого отца, а Маша, уже не из «Капитанской дочки», а из «Дубровского выходит замуж с посаженой матерью – служанкой. Эти детали говорят о нехристианской сущности происходящего. Так же как слуга Гильо в качестве секунданта означает нежелание стреляться, желание отмены дуэли. Неужели и Троекуров хотел отмены свадьбы, если сам назначил посаженую мать ниже себя по статусу и не родственницу? Он был за Владимира Дубровского и только опоздание последнего решило все? Ведь если в случае Онегина это была насмешка над Зарецким, то в случае замужества Маши – чистое святотатство. Как и в романе «Подросток» Достоевского: «Право, я боялся прийти сегодня на похороны, потому что мне с чего-то пришло в голову непременное убеждение, что я вдруг засвищу или захохочу, как этот несчастный доктор, который довольно нехорошо кончил... И,
право, не знаю, почему мне все припоминается сегодня этот доктор; до того припоминается, что не отвязаться. Знаешь, Соня, вот я взял опять образ (он взял его и вертел в руках), и знаешь, мнe ужасно хочется теперь, вот сию секунду, ударить его об печку, об этот самый угол. Я уверен, что он разом расколется на две половины - ни больше ни меньше.
Главное, он проговорил все это без всякого вида притворства или даже
какой-нибудь выходки; он совсем просто говорил, но это было тем ужаснее; и,
кажется, он действительно ужасно чего-то боялся; я вдруг заметил, что его
руки слегка дрожат.
- Андрей Петрович! - вскрикнула мама, всплеснув руками.
- Оставь, оставь образ, Андрей Петрович, оставь, положи! - вскочила
Татьяна Павловна, - разденься и ляг. Аркадий, за доктором!»

Кисточка, шапочка милейшего Карла Ивановича, перчатка Варенькиного отца-полковника – это своеобразные анафоры в построении уже структурных смыслов, деталь идет сквозь произведение, пронизывает насквозь меняющиеся смыслы и возвращает их в исходность.
«Толстой поражает читателя носком сапога Александра, смехом Сперанского, заставляя думать, что он все об этом знает, коли даже до этих мелочей дошел, — а он и знает только что эти мелочи. Фокус, и больше ничего, — но публика на него и попалась. И насчет так называемой «психологии» Толстого можно многое сказать: настоящего развития нет ни в одном характере (что, впрочем, вы отлично заметили), а есть старая замашка передавать колебания, вибрации одного и того же чувства, положения, то, что он столь беспощадно вкладывает в уста и в сознание каждого из своих героев: люблю, мол, я, а в сущности ненавижу и т. д., и т. д. Уж как приелись и надоели эти quasi-тонкие рефлексии и размышления, и наблюдения за собственными чувствами! Другой психологии Толстой словно не знает или с намерением ее игнорирует. И как мучительны эти преднамеренные, упорные повторения одного и того же штриха — усики на верхней губе княжны Болконской и т. д. Со всем тем, есть в этом романе вещи, которых, кроме Толстого, никому в целой Европе не написать и которые возбудили во мне озноб и жар восторга» (И.С.Тургенев).
Задание 1. Поясните пейзажные детали А.Блока "Ночь, улица, фонарь, аптека". Как они связаны в своем ритмическом чередовании с "Грифельной одой " Державина? Две строфы, отражающиеся друг в друге - и вывод, что все остается, повторяется. Как "рябь канала" указывает на реку времен? Откуда по сути возвращается каждую ночь поэт?
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Задание 2. Поясните смысл бытовых деталей в рассказе М.Зощенко "Баня": номерок, дырки, шайка, веревка, мыло.
"А голому человеку куда номерки деть? Прямо сказать -- некуда. Карманов нету". "Через час гляжу, какой-то дядя зазевался, выпустил из рук шайку. За мылом нагнулся или замечтался. А только тую шайку я взял себе". "Мы, говорит, за дырками не приставлены. Не в театре, говорит". "Все-таки выдал. И веревки не взял". "Вдруг вспомнил: мыло забыл. Вернулся снова. В пальто не впущают".
Задание 3. Выпишите 3 знаковые пейзажные подробности в "Мцыри" Лермонтова.

Какую роль здесь играют характерные для Ахматовой портретные детали: узкий стан, турецкая шаль, ломаная черная линия?
  • АННЕ АХМАТОВОЙ


Узкий, нерусский стан --
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.

Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод -- в весельи, зной --
В Вашем унынии.

Вся Ваша жизнь -- озноб,
И завершится -- чем она?
Облачный -- темен -- лоб
Юного демона.

Каждого из земных
Вам заиграть -- безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.

В утренний сонный час,
-- Кажется, четверть пятого, --
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.

Марина Цветаева. 11 февраля 1915

Объясните, с какой целью и какую именно психологическую деталь использует Л. Толстой.
В каких произведениях дрожь руки или ноги персонажа становится важной телесной деталью?
"Наполеон заметил смущение Балашева при высказывании последних слов; лицо его дрогнуло, левая икра ноги начала мерно дрожать. Не сходя с места, он голосом, более высоким и поспешным, чем прежде, начал говорить. Во время доследующей речи Балашев, не раз опуская глаза, невольно наблюдал дрожание икры в левой ноге Наполеона, которое тем более усиливалось, чем более он возвышал голос".
Куря трубку, Манилов видит мост через реку, карету, государя, их с Чичиковым генералами - действительно, хлестаковское воображение. В каких еще произведениях детали отношений между людьми переданы автором через мечты персонажа?
 "Манилов долго стоял на крыльце, провожая глазами удалявшуюся бричку, и когда она уже совершенно стала не видна, он всё еще стоял, куря трубку. Наконец вошел он в комнату, сел на стуле и предался размышлению, душевно радуясь, что доставил гостю своему небольшое удовольствие. Потом мысли его перенеслись незаметно к другим предметам и наконец занеслись бог знает куда. Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах. -- Потом, что они вместе с Чичиковым приехали в какое-то общество, в хороших каретах, где обворожают всех приятностию обращения, и что будто бы государь, узнавши о такой их дружбе, пожаловал их генералами, и далее наконец бог знает что такое, чего уже он и сам никак не мог разобрать. Странная просьба Чичикова прервала вдруг все его мечтания. Мысль о ней как-то особенно не варилась в его голове: как ни переворачивал он ее, но никак не мог изъяснить себе, и всё время сидел он и курил трубку, что тянулось до самого ужина".
(Гоголь. Мертвые души)
Деталь-речевой повтор "похож": похожи вечера, похож генерал, "совершенно так же, как у других". Деталь-печенья. И они похожи. Таким образом Толстой показывает механизм обыденной мирной жизни, ее уют и желание каждого быть не хуже других. В романтические времена эта обыденность именовалась пошлостью, и, кажется, тут то же самое, но нет, ведь это все на фоне войны, где человек выброшен за пределы этой похожести и этого уюта.
"Вскоре приехал Борис, старый товарищ Берга. Он с некоторым оттенком превосходства и покровительства обращался с Бергом и Верой. За Борисом приехала дама с полковником, потом сам генерал, потом Ростовы, и вечер уже совершенно несомненно стал похож на все вечера. Берг с Верой не могли удерживать радостной улыбки при виде этого движения по гостиной, при звуке этого бессвязного говора, шуршанья платьев и поклонов. Все было, как и у всех, особенно похож был генерал, похваливший квартирку, потрепавший по плечу Берга и с отеческим самоуправством распорядившийся постановкой бостонного стола. Генерал подсел к графу Илье Андреичу, как к самому знатному из гостей после себя. Старички со старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзинке, какие были у Паниных на вечере, все было совершенно так же, как у других".
(Л.Толстой. Война и мир)
Похожести на том же вечере на следующей странице противопоставлено изменение. Лица влюбленных меняются, лишь они завидят друг друга. Появляется красота Наташи. Особенное выражение на лице Андрея.
Пьер, как один из почетнейших гостей, должен был сесть в бостон с Ильей Андреичем, генералом и полковником. Пьеру за бостонным столом пришлось сидеть против Наташи, и странная перемена, происшедшая в ней со дня бала, поразила его. Наташа была молчалива и не только не была так хороша, как она была на бале, но она была бы дурна, ежели бы она не имела такого кроткого и равнодушного ко всему вида.
«Что с ней?» — подумал Пьер, взглянув на нее. Она сидела подле сестры у чайного стола и неохотно, не глядя на него, отвечала что-то подсевшему к ней Борису. Отходив целую масть и забрав к удовольствию своего партнера пять взяток, Пьер, слышавший говор приветствий и звук чьих-то шагов, вошедших в комнату во время сбора взяток, опять взглянул на нее.
«Что с ней сделалось?» — еще удивленнее сказал он сам себе.
Князь Андрей с бережливо-нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что-то. Она, подняв голову, разрумянившись и, видимо, стараясь удержать порывистое дыханье, смотрела на него. И яркий свет какого-то внутреннего, прежде потушенного огня опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такою же, какою она была на бале.
Князь Андрей подошел к Пьеру, и Пьер заметил новое, молодое выражение и в лице своего друга. (Л.Толстой. Война и мир)
Психологические портреты Печорина и Дориана Грея с разницей в целое поколение. Гарри - это своеобразный Печорин, старшее поколение, Дориан - новое поколение- их путь в никуда.
Made on
Tilda