Выразительная подробность – художественная деталь. Важная историческая деталь: посаженые мать и отец обычно самые близкие родственники. Во сне Гринев видит мужика- посаженого отца, а Маша, уже не из «Капитанской дочки», а из «Дубровского выходит замуж с посаженой матерью – служанкой. Эти детали говорят о нехристианской сущности происходящего. Так же как слуга Гильо в качестве секунданта означает нежелание стреляться, желание отмены дуэли. Неужели и Троекуров хотел отмены свадьбы, если сам назначил посаженую мать ниже себя по статусу и не родственницу? Он был за Владимира Дубровского и только опоздание последнего решило все? Ведь если в случае Онегина это была насмешка над Зарецким, то в случае замужества Маши – чистое святотатство. Как и в романе «Подросток» Достоевского: «Право, я боялся прийти сегодня на похороны, потому что мне с чего-то пришло в голову непременное убеждение, что я вдруг засвищу или захохочу, как этот несчастный доктор, который довольно нехорошо кончил... И,
право, не знаю, почему мне все припоминается сегодня этот доктор; до того припоминается, что не отвязаться. Знаешь, Соня, вот я взял опять образ (он взял его и вертел в руках), и знаешь, мнe ужасно хочется теперь, вот сию секунду, ударить его об печку, об этот самый угол. Я уверен, что он разом расколется на две половины - ни больше ни меньше.
Главное, он проговорил все это без всякого вида притворства или даже
какой-нибудь выходки; он совсем просто говорил, но это было тем ужаснее; и,
кажется, он действительно ужасно чего-то боялся; я вдруг заметил, что его
руки слегка дрожат.
- Андрей Петрович! - вскрикнула мама, всплеснув руками.
- Оставь, оставь образ, Андрей Петрович, оставь, положи! - вскочила
Татьяна Павловна, - разденься и ляг. Аркадий, за доктором!»
Кисточка, шапочка милейшего Карла Ивановича, перчатка Варенькиного отца-полковника – это своеобразные анафоры в построении уже структурных смыслов, деталь идет сквозь произведение, пронизывает насквозь меняющиеся смыслы и возвращает их в исходность.
«Толстой поражает читателя носком сапога Александра, смехом Сперанского, заставляя думать, что он все об этом знает, коли даже до этих мелочей дошел, — а он и знает только что эти мелочи. Фокус, и больше ничего, — но публика на него и попалась. И насчет так называемой «психологии» Толстого можно многое сказать: настоящего развития нет ни в одном характере (что, впрочем, вы отлично заметили), а есть старая замашка передавать колебания, вибрации одного и того же чувства, положения, то, что он столь беспощадно вкладывает в уста и в сознание каждого из своих героев: люблю, мол, я, а в сущности ненавижу и т. д., и т. д. Уж как приелись и надоели эти quasi-тонкие рефлексии и размышления, и наблюдения за собственными чувствами! Другой психологии Толстой словно не знает или с намерением ее игнорирует. И как мучительны эти преднамеренные, упорные повторения одного и того же штриха — усики на верхней губе княжны Болконской и т. д. Со всем тем, есть в этом романе вещи, которых, кроме Толстого, никому в целой Европе не написать и которые возбудили во мне озноб и жар восторга» (И.С.Тургенев).
Задание 1. Поясните пейзажные детали А.Блока "Ночь, улица, фонарь, аптека". Как они связаны в своем ритмическом чередовании с "Грифельной одой " Державина? Две строфы, отражающиеся друг в друге - и вывод, что все остается, повторяется. Как "рябь канала" указывает на реку времен? Откуда по сути возвращается каждую ночь поэт?
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Задание 2. Поясните смысл бытовых деталей в рассказе М.Зощенко "Баня": номерок, дырки, шайка, веревка, мыло.
"А голому человеку куда номерки деть? Прямо сказать -- некуда. Карманов нету". "Через час гляжу, какой-то дядя зазевался, выпустил из рук шайку. За мылом нагнулся или замечтался. А только тую шайку я взял себе". "Мы, говорит, за дырками не приставлены. Не в театре, говорит". "Все-таки выдал. И веревки не взял". "Вдруг вспомнил: мыло забыл. Вернулся снова. В пальто не впущают".
Задание 3. Выпишите 3 знаковые пейзажные подробности в "Мцыри" Лермонтова.