Популярные стили

Урок с презентацией

Гоголь изображал в образах помещиков стили. Стили, которые пародирует Гоголь, выводя сатиру через внимание к ним "двух бесов" - Чичикова и Хлестакова.
Гоголь - сатирик, создатель пародий на популярные стили. Анализируя творчество Николая Васильевича, можно утверждать, что ему удалось создать уникальные пародии на различные литературные стили своего времени, которые, в свою очередь, находят отражение и в современной литературе.

Современен ли Гоголь? Да!

Пародия как литературный жанр предполагает искажение или преувеличение определённых стилевых особенностей с целью создания комического эффекта. Гоголю удалось не только пародировать конкретные стили, но и персонифицировать их в образах своих героев. Например, Ноздрёв олицетворяет приключенческую литературу с её буйным и задорным характером, Манилов — гламур с его мечтательностью и оторванностью от реальности, Коробочка — деревенскую прозу с её практичностью и приземлённостью, а Чичиков — авантюрный роман с его интригой и загадочностью.

Одним из ключевых понятий, которое будет рассмотрено на уроке, является «складка в складке». Это понятие может быть интерпретировано как многоуровневость и сложность структуры произведения, где каждый слой содержит скрытые смыслы и подтексты. В контексте «Мёртвых душ» это означает, что за внешней простотой повествования скрываются глубокие философские и социальные идеи.
Изучение различных стилей, использованных Гоголем, позволяет лучше понять не только его творчество, но и общие закономерности развития литературы того времени. Это, в свою очередь, способствует более глубокому анализу и интерпретации литературных произведений, а также развитию навыков критического мышления и восприятия текста
Складка в складке, стиль в стиле. И все ложные, как один. В образе помещиков Гоголь показал своих конкурентов-писателей, один из которых ориентирован на запад и никогда ничего не доводит до конца, другой как медведь топчется на просторах своего времени, третий как флюгер, куда ветер дует, там и он. Особенность популярных стилей в том, что они неживые, мертвые, потому они и нашли свое отражение в творчестве Гоголя, в его поэме «Мертвые души». Разумеется, такого рода стили: гламурные, стилизованные, упрощенные, эклектичные – не редкость и в наше время. Английский стиль в усадьбах русских помещиков- предмет осмеяния Пушкина и Гоголя - подразумевает роскошь, гламур. Представитель среди гоголевских помещиков - Манилов. В нем не ничего интересного, в прозе написанной Маниловыми, нет ни одного живого слова. Выставленные напоказ дорогие материи стульев, открытая книга, горки табаку, изящные буквы в списке мертвых душ - все это духовная пустота.
Также упоминается такой стиль как деревенская проза - простой и ничем непримечательный. Представитель деревенской прозы, имеющий довольно богатый словарный запас, ограничивается только деревенским языком той местности, в которой вырос.
Собакевич представитель топорного искусства, нашедший свое воплощение в скульптурах и фресках советского периода. Этот стиль отличается строгостью но стиль отличается изобилием. И, наконец, псевдодуховная литература. Ее представители похожи на отшельников один из таких Плюшкин, им свойственно не выделятся, но в отличии от дерзкого стиля Ноздрева в нем нет пустоты. Таким образом, в области ведения Чичикова-черта пять стилей: гламурный с длительными поцелуями, в английском стиле, победивший в киосках нашего времени - Манилов, деревенская проза - Коробочка, язык как у крестьянки, хотя сама дама; эклектика, простодушие в сочетании с дубиноголовостью.
Крутой с фишками и прибамбасами - но пустой - Ноздрев; он победитель в среде байкеров.
Монументальный как фрески советских работников, рубленые топорно - Собакевич, друг рабочих и крестьян, изобилие и прочность;
и духовная литература - Плюшкин - в его стиле рваные джинсы и советский общепит.
И стиль, Гоголем лишь угаданный, а Салтыковым-Щедриным описанный вскользь:
"А другой адвокат — Подковырник-Клещ, Иван Павлыч, Павла Иваныча Чичикова сын.
— Побочный тоже?
— Да. Помнишь, Чичиков у Коробочки-то ночевал? Ну вот, после того она и поприпухла… А впрочем, я этого Клеща и сам боюсь. Отец — пройдоха, мать дотошница; какому уж тут плоду быть!"
Стиль "Подковырника-Клеща"- искусство тонких линий - коварных паутинок.
На главную
Урок литературы о стилях Гоголя
На уроке «Популярные стили» с литературоведом Ольгой Чернорицкой вы погрузитесь в анализ разнообразных стилистических приёмов, использованных Гоголем в «Мёртвых душах». Вы изучите, как автор мастерски сочетает различные стилистические направления, создавая многогранный и глубокий художественный мир.
Стиль Ноздрева в реторанчиках фастфуда. В его ведении - приключенческая литература. Исторический человек - исторический писатель.
Ноздрёв - человек-история, приключенческая, историческая литература, ещё не совсем мёртвая душа, но весьма неразборчивая. Он завлекает читателя своей яркостью, развязностью, выходом за рамки. Такой тип литературы сначала кажется интересным и привлекательным, за него берутся все, кому не лень, как Ноздрёв, заводящий дружбу со всеми. Но потом такие истории часто подвергаются оспариванию со стороны читателей, критике и сомнениями, так же, как и этот развязный помещик, поколачиваемый собственными "друзьями". Несмотря на это, писатели этого жанра легко переступают через это и уже скоро выводят в свет новое произведение. В нём они вновь смешивает всё и сразу, стараясь показать всё, что успело родиться в их голове, как еду, которой Ноздрёв угощает своих гостей, пытаясь угодить всем, а сам же не особенно разбираясь в том, что ест.
Ноздрёв - не совсем ещё мёртвая душа, но его склонность к вранью и пакостям ставит его на путь умирающего души. Он не интересуется ничем, кроме своих азартных игр, кутежей и сплетен. Ноздревского типа писатель завлекает читателя своей яркостью, развязностью, выходом за рамки, кажущейся новизной и кажущейся широкой душой. Такой тип литературы сначала кажется интересным и привлекательным, за него берутся все, кому не лень, как Ноздрёв, заводящий дружбу со всеми. Но тут же между своими учиняются скандалы, заканчивающиеся попойками. Кто побывает в среде Ноздрева и выйдет оттуда живым, - явно не мертвая душа.
Стиль Ноздрева в живописи.
Представитель гламура среди гоголевских помещиков - Манилов. Возможно, Гоголь имел ввиду под ним сентиментализм или романтизм. В нем не ничего интересного, в прозе написанной Маниловыми, нет ни одного живого слова. В стихах- слащавость. Выставленные напоказ дорогие материи стульев, открытая книга, горки табаку, изящные буквы в списке мертвых душ - все это духовная пустота.
Любой гламурный журнал можно назвать "заманиловкой". Он манит своей внешней оболочкой, это реклама. "Открытый всем ветрами дом" Манилова представляет собой поверхностный род литературы, открытый всем течениям, но освещающий их не глубоко. Пейзаж в английском стиле говорит о желании следовать новомодным западным течениям, приживающемся плохо, как деревья в саду Манилова. Пафосные надписи, открытые умные книги говорят о желании выставить напоказ внутренний мир, которого, по сути, нет. Манилов представляет образ автора заискивающего перед читателем, ищущего его расположения. Вечная улыбка - обходительность, деликатность, высокий стиль, мечтательность, за которой ничего нет. Вспоминается Грушницкий у Лермонтова. Но читатель, как правило, не любит такую литературу, и она быстро надоедает ему. От Манилова не дождёшься содержательности и наблюдательности.
Любой гламурный журнал можно назвать "заманиловкой". Он манит своей внешней красотой, но не несёт существенного смысла. "Открытый всем ветрами дом" Манилова представляет собой поверхностный род литературы, открытый всем течениям, но освещающий их не глубоко. Пейзаж в английском стиле говорит о желании следовать новомодным западным течениям, приживающемся плохо, как деревья в саду Манилова. Пафосные надписи, открытые умные книги говорят о желании выставить напоказ внутренний мир, которого, по сути, нет. Манилов представляет образ автора заискивающего перед читателем, ищущего его расположения. Но читатель, как правило, не любит такую литературу, и она быстро надоедает ему. От Манилова не дождёшься умных или даже заносчивых слов, что говорит о том, что внутри него нет ничего культурного и высоконравственного.
Доказательством того, что Манилов - мёртвая душа, служит то, что даже чёрт в лице Чичикова сбегает от него, не желая даже переночевать в этом мёртвом царстве.
Гламурный стиль Манилова
Также упоминается такой стиль как деревенская проза - простой и ничем непримечательный. Представитель деревенской прозы, имеющий довольно богатый словарный запас, ограничивается только деревенским языком той местности, в которой вырос. Коробочка не знает никого вокруг, ограничивается только людьми из своей деревни или другими, никому не известными помещиками, что ещё раз помогает читателю узнать в помещице современников, коллег Гоголя по перу, такие писатели могут ничего не знать о больших писателях - им интересен их узкий литературный мирок. Все выделано под лубок с эклектикой, сочетающей обои в полоску и райских птиц, но главное в нем – спрятанные за всеми этими картинками чулки с деньгами. Зачем носить чулки, если это хороший кошелек? Его представители тихие не хотят ничем выделятся именно поэтому коробочки не смотря на дворянское происхождение не одевается и не живет как барыня. Это стиль с педалированием на набожность и простоту, которая, как известно, хуже воровства. Часов она не наблюдает.
Стиль Коробочки
Коробочка - несмотря на богатство, живёт бедно, копит ради того, чтобы копить. Стиль деревенской прозы, язык деревенских крестьян, автор типа коробочки использует его, хотя имеет большой словарный запас и средства, чтобы писать. Скупой стиль, что можно увидеть по заложенным за зеркала чулкам с деньгами, на которые можно было купить многое, но Коробочка предпочитает оставаться в своём тихом, стареньком, деревенском домике. Сестра ее - городской бульварный роман, ничуть не богаче духовно, хоть и пользуется популярностью в обществе. Представитель деревенской прозы, имеющий большой словарный запас, но ограничивающиеся только деревенским языком той местности, в которой вырос. Коробочка не знает никого вокруг, ограничивается только людьми из своей деревни или другими, никому не известными помещиками, что ещё раз помогает читателю узнать в помещице современников, коллег Гоголя.
Доказательством того, что Коробочка - мёртвая душа, служит описание имений помещицы. Большой двор и маленький домик аккуратный и крепкий, но повсюду мухи, которые у Гоголя всегда сопутствуют, застывшему, остановившемуся, мёртвому внутреннему миру.
Рваный стиль Плюшкина.

Плюшкин - рваный стиль, духовная литература, стремящаяся к прошлому, собирающая всё обрывками. Все его старинные вещи остались от кого-то, и он бережно хранит их, собирая свою историю по частям, по маленьким кусочкам. Заваленный старыми вещами дом, неухоженный сад Плюшкина - это места, хранящие в себе историю. Лишь на первый взгляд они кажутся отвратительным, заброшенными, но Гоголь описывает их, как эстетичные, хрупкие миры, которые открывают завесу прошлого, помогая читателю окунуться в историю. Даже остановившиеся часы в груде хлама сохраняют на себе время какого-то события, которому не суждено повториться. Стиль литературы Плюшкина понятен не всем, истории, написанные в его стиле, зачастую имеют открытый финал, давая читателю самому додумать смысл. Также этому стилю свойственно не хронологическое  повествование, которое часто может запутать читателя.
Доказательством того, что Плюшкин - мёртвая душа, является то, что его жизни становится похожа на день сурка. Его скосили жизненные трудности, и он перестал, быть человеком, похоронил себя в старых вещах, застрял в прошлом, без возможности выбраться назад.
Плюшкин — это не просто персонаж, это целая вселенная, погруженная в рваный стиль и духовную литературу, которая стремится к прошлому, собирая обрывки жизни. Его дом, заваленный старыми вещами, и неухоженный сад — это не просто запустение, а хранилище истории, где каждая вещь хранит в себе память о ком-то, кто жил до нас.

На первый взгляд, эти места кажутся отвратительными и заброшенными, но Гоголь умело описывает их как эстетичные, хрупкие миры, которые открывают завесу прошлого. Здесь, среди груды хлама, даже остановившиеся часы продолжают хранить мгновение какого-то события, которому не суждено повториться.

Стиль литературы Плюшкина — это загадка, понятная не всем. Его истории часто имеют открытый финал, оставляя читателя наедине с собственными мыслями и интерпретациями. Это приглашение задуматься, почувствовать и увидеть глубину в том, что на первый взгляд может показаться лишь беспорядком.

Плюшкин — это не просто сборище старинных вещей, это зеркало нашей души, отражающее страхи и надежды, воспоминания и мечты. Давайте откроем эту завесу вместе и погрузимся в мир, который хранит в себе все тайны прошлого.




Плюшкин являет собой образ монашеского аскетизма.
Собакевич: монументальный символ неизменности и грубости


В мире литературы он стоит, как неповоротливый медведь – Собакевич. Его стиль, словно массивный памятник, сочетает в себе минимализм и яркую узнаваемость. Все в его доме и дворе говорит о жесткости и мужиковатости, о том, что он не приемлет перемен.

Собакевич – это не просто персонаж, это воплощение стабильности, к которому тянутся его преданные читатели, как мужики к своему помещику. Его произведения, как и его дом, просты и основательны, но в них скрыто нечто глубинное. 📚

Стиль Собакевича выделяется своей краткостью, но именно в этой краткости кроется его сила. Как сараи и кухни помещика, его литература становится классикой, которая будет держать читателя в своих объятиях на протяжении веков.

Но за этим величием скрывается страх перемен. Собакевич боится нового, как огня, и отвергает обучение и медицину. Его душа, увы, мертва, и чтобы что-то изменить, нужен порыв, которого у него нет.

Собакевич – это не просто мёртвая душа, это символ вечного страха перед переменами, который будет жить в сердцах читателей, напоминающий нам о том, что иногда стабильность – это лишь иллюзия.
Переходим на главную
Стиль Собакевича - минимализм, прочность, основательность. Он - богатырь, но в мирное время, без назначения воевать с врагом, становится олицетворения поглощения, жадности и чревоугодия.
Собакевич - монументальный, минималистический, хорошо узнаваемый стиль. Рубящий с плеча, большой, неповоротливый, словно медведь, Собакевич является ярким представителем простого и точного стиля. Всё в его доме и дворе указывает на его грубость и мужиковатость. Тем не менее, благодаря этому, Собакевич может рассчитывать на стабильность. У писателей стиля Собакевича есть преданные читатели, как у самого помещика - его мужики. На этот стиль всегда найдётся ценитель, который сможет разглядеть в таких произведениях что-то глубокое. Стиль Собакевича не красен длинными описаниями и лирическими отступлениями, зачастую он выделяется своей краткостью и основательностью.
Все эти характеристики подходят и дому Собакевича. "Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние" - так описывает имение Собакевича Гоголь. Так же, как и сараи и кухни помещика, литература его стиля становится классикой и держит читателя многие века.
Доказательством того, что Собакевич - мёртвая душа служит то, что он боится перемен. Всё новое кажется ему опасным и губящим, он против обучения и медицины. Чтобы что-то изменить, нужен порыв души, а у этого героя она мертва.
Контрасты и складки у Бунина и у Гоголя
Концепция “складки” (plis) становится ключевым аспектом для понимания многослойности реальности, в которую погружены герои Бунина и Гоголя.
Петербург в изображении Бунина — это не просто город, это многослойная симфония, где каждая «складка» раскрывает новые оттенки Северной столицы, и когда происходит это раскрытие одна реальность накладывается на другую. Каждое мгновение, каждое событие в этом городе словно накладывается друг на друга, образуя сложный узор жизни, в котором радость и горе переплетаются, а время сливается в единое целое.

В рассказе И.А. Бунина «Старуха» мы вновь и вновь возвращаемся к главной героине, чья жизнь становится лейтмотивом всей истории. Ее плач, слезы, льющиеся ручьем, словно возвращают нас к началу, к той самой «складке», с которой всё началось. Бунин мастерски управляет временем и пространством, заставляя читателя чувствовать, как картины могут стремительно сменять друг друга или плавно перетекать .

Каждая «складка» — это не только форма, но и метафора многослойности реальности, в которой мы живем. Петербург, как и жизнь, полон неожиданностей и глубины. Мы погружаемся в его атмосферу, и каждый раз, разворачивая новую «складку», открываем для себя что-то удивительное, подчас пугающее, как счастливые судьбы перекрещиваются с несчастными..
Интересно, как Иван Бунин мастерски использует метод «складка в складке», вводя в свои произведения внесюжетных героев, словно случайно упоминая их трагические судьбы. Судьбы мальчика-сироты, отца, потерявшего четырех сыновей, и богатых людей переплетаются с плачем старухи, создавая мощный эмоциональный фон.

Слезы старухи становятся символом общечеловеческого горя, которое пронизывает жизнь Петербурга. Здесь, среди великолепной архитектуры и талантливых людей, скрываются несчастья, о которых мы, читатели, можем только догадываться. Мы задумываемся: чье сердце болит сильнее? Чья история более трагична?

На фоне святочных радостей и послевоенных бед горе старухи теряет свою уникальность, становится обыденным, привычным. Автор, словно невзначай, открывает нам душу и жизни других людей, когда старуха сидит на кухне, и «рекой льется».

Петербург — это не просто город. Это место, где каждый уголок хранит свои тайны, где радость и печаль переплетаются, создавая уникальную атмосферу. Мы живем среди контрастов, и это делает нашу жизнь такой насыщенной и многогранной.

И сам автор словно сгибает складку за складкой ленты своего повествования, нагнетает обстановку. Сперва он рисует мрачный пейзаж, за счет него он раскрывает настроение города и его жителей: на улице «святочная метель…стала мутно синеть», «в доме темнело». Темное время года, тихо, от чего и страшно, и таинственно. После рассказчик передает хмурую, унылую обстановку дома, где живет старуха: «мертвые листья сухого тропического растения», «больная тропическая птичка». Однако все события раскрываются во время христианского праздника – Святок. Казалось бы, люди должны радоваться, собираться вместе, отдыхать. Бунин создает еще один контраст: праздник противопоставляется бедам людей.
Вихрь судьбы и человеческих страстей, закутанный в «складку в складке» — этот метод, унаследованный И.А. Буниным от Н.В. Гоголя, раскрывает бездну человеческой природы и социального устройства. В «Мертвых душах» Чичиков, словно теневой маневрирующий игрок, перемещается из одного поместья в другое, и каждая «складка» его пути — это новая возможность, новый потенциальный «продавец». В отличие от статичной старухи он динамичен, все происходит последовательно во времени, у Бунина - одновременно.

Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин — каждый из них, как персонажи мрачной комедии, олицетворяет контраст между хозяйственностью и запустением. Гоголь мастерски играет с этими противоположностями: один помещик — образец порядка и заботы, другой — полное безразличие к своему имению. И в этом контрасте открывается истинная суть человеческой натуры, где выгода становится единственным двигателем.

Стиль домов помещиков, как отражение их внутреннего мира, тоже полон контрастов. Каждый дом — это не просто строение, а символ жизни, которая в нем протекала. Гоголь показывает, как в каждом из них скрыта история, а за каждой «складкой» прячется новая драма.

Так, метод «складка в складке» становится не просто приемом, а глубинным исследованием человеческой души, её противоречий и поисков. Чичиков — это не просто ловкий мошенник, а отражение всей нашей жизни, полной надежд и разочарований. В этом драматическом путешествии мы видим, как легко можно потерять себя в поисках выгоды, забыв о том, что истинная ценность — это не в материальном, а в человеческом.
В мире, где мечты Манилова растворяются в безбрежных размышлениях, а забота о поместье уходит на второй план, мы встречаем Коробочку – настоящую хозяйку, знающую каждую крестьянскую душу поименно. Она не просто владелица, она – сердце своего поместья, в котором порядок и трудолюбие царят над мечтами и иллюзиями.

Но вот Чичиков, наш странствующий искатель, попадает к Ноздреву. И что он видит? Гадкая дорога ведет к разваливающемуся поместью, где хаос и разгул правят балом. Здесь контраст становится ярче, чем когда-либо: поместье Собакевича, с его массивными стенами и надежными основами, словно олицетворяет реализм, противостоящий безумному модернизму Ноздрева.

Эти переходы от разрушения к стабильности, от хаоса к порядку, словно петли, связывают судьбы героев, заставляя нас задуматься о том, что действительно важно в жизни. Абсурд сменяется рациональностью.
Почему Гоголь сжигает 2 том "Мертвых душ"?

Почему Гоголь сжигает 2 том "Мертвых душ"?
Стили, которые пародирует Гоголь, выводя сатиру через внимание к ним "двух бесов" - Чичикова и Хлестакова.

Автор и лектор Ольга Чернорицкая
Оператор съемки Артем Осташов
Редактор видеоролика Елена Алферова
Актер Георгий Першин.