Исторический образ

Исторические образы в литературе
Разберёмся, зачем авторы используют исторические образы и как их интерпретировать.
  • Что такое исторический образ?
    • Это персонаж или деталь, отсылающая к определённому историческому периоду с целью провести параллель - Калигула наших дней - Сталин. Исторические образы с бала сатаны в романе Булгакова - в основном отравители.
    • Господин Жак с супругой. Начальник финансов при французском короле Карле VII, фальшивомонетчик, государственный изменник, алхимик. Известен тем, что отравил королевскую любовницу.
    • Граф Роберт. Фаворит английской королевы Елизаветы, который отравил свою жену.
    • Госпожа Тофана. Тофания ди Адамо, одна из известных отравителей XVII века. Итальянка, экспериментируя с ядами, отправила на тот свет 600 человек.
    Предупреждение Сталину, что его непременно будут травить.
  • Зачем нужны исторические образы?
    Авторы используют их для создания атмосферы, раскрытия характеров персонажей и выражения идей. У Булгакова исторический образ Сталина в" Мастере и Маргарите" дается через бал Сатаны, это отсылка к "Страшной мести" Гоголя. "Покайся, отец! Не страшно ли, что после каждого убийства твоего мертвецы поднимаются из могил?" Предупреждение Сталину
  • Примеры произведений с историческими образами
    Можно найти в романах «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Борисе Годунове" Пушкина
    в поэме "Двенадцать" А.Блока
Исторический образ в "Капитанской дочке Пушкина - памятник!

Как мы знаем, Гринева спасла Маша. Случайна ли деталь, что Екатерина во время встречи с Машей Мироновой сидит у памятника Румянцеву-Задунайскому? Маша пришла просить милости, и именно здесь, на этом месте ей удалось убедить Екатерину помиловать Гринева. Может, Екатерина ждала какого-то данного свыше подтверждения, что воевать надо не в лоб, а хитростью, и потому помиловала Гринева как тактика? Да, это будет снова милость - помилование, потому что по официальным законам Гринев покинул расположение военной части - самовольно, не убил Пугачева - а мог бы. И все-таки сам бы погиб, а насколько мы знаем Задунайского, воевать он предпочитал, сохраняя человеческие жизни, понапрасну не тратя солдат и офицеров. таким образом, Гринев сделал все правильно: не полез на рожон, все выведал, вызнал, предложил графу Р. прекрасную тактику, зная, что пугачевцы стихийны и пьяны... Да что тут говорить, он вел себя как завещал великий тактик, но Румянцева-Задунайского нет в живых, и Екатерина понимала, что кто-нибудь еще тактику Гринева оценить не сможет. Таким образом, это было не помилование, а награда. Кроме того, не ее ли это слова "Победителей не судят", сказанные именно Румянцеву -Задунайскому по поводу ослушавшегося его Суворова? А разве Гринев не победитель?
Ниже — подборка тем для сочинений по поэме А. А. Блока «Двенадцать», сгруппированных по ключевым аспектам анализа. Каждая тема предполагает развёрнутое рассуждение с опорой на текст, символику и исторический контекст.
I. Тема революции и её осмысление
  1. «Революция как стихия: образ метели в поэме „Двенадцать“».
  2. «„Старый мир“ и „новый мир“ в поэме: противостояние и преемственность».
  3. «Двойственность революции в изображении Блока: разрушение и созидание».
  4. «Почему Блок назвал поэму „Двенадцать“? Символика числа и её значение».
  5. «„Свобода, свобода, эх, эх, без креста!“: цена революционной свободы в поэме».
II. Образы и характеры
  1. «Двенадцать красногвардейцев: толпа или апостолы нового времени?»
  2. «Образ Петрухи: личная трагедия на фоне революционного хаоса».
  3. «Катька как символ „старого мира“: жертва или соучастница?»
  4. «Ванька: образ приспособленца в революционной стихии».
  5. «Старушка и буржуй: образы „униженных и оскорблённых“ старого мира».
III. Символика и художественные средства
  1. «Цветовая символика поэмы: чёрный, белый, красный — значение и функции».
  2. «Метель как центральный символ: хаос, очищение, судьба».
  3. «Роль контраста в поэме: от „чёрной злобы“ к „белой россыпи жемчужной“».
  4. «Звукопись и ритм: как Блок передаёт шум революции».
  5. «Фольклорные и разговорные элементы в поэме: функция и смысл».
IV. Образ Христа и его трактовки
  1. «Финальный образ Христа: благословение или осуждение революции?»
  2. «Христос и двенадцать: религиозная символика и её неоднозначность».
  3. «Может ли Христос вести за собой убийц? Этический парадокс финала».
  4. «Христос как метафизический ориентир: надежда или иллюзия?»
  5. «Религиозные мотивы в „Двенадцати“: традиция и новаторство Блока».
V. Авторская позиция и философский план
  1. «Блок и революция: сочувствие, ужас, пророчество».
  2. «„Двенадцать“ как „музыка революции“: эстетизация хаоса или трезвый взгляд?»
  3. «Проблема ответственности личности в эпоху перемен (на примере Петрухи)».
  4. «Трагедия утраты нравственных ориентиров: „без креста“ как ключевой мотив».
  5. «Открытый финал поэмы: что ждёт двенадцать и Россию?»
VI. Сопоставительные и контекстные темы
  1. «„Двенадцать“ Блока и „Хорошо!“ Маяковского: два взгляда на революцию».
  2. «Символизм Блока в „Двенадцати“: традиции и разрыв с прошлым».
  3. «Революционная поэма и городская проза: перекличка мотивов у Блока и Белого».
  4. «„Двенадцать“ в контексте русской апокалиптической традиции (от Достоевского до Блока)».
  5. «Как менялась оценка поэмы: от современников Блока до современных литературоведов».
Советы по работе с темами
  • Выбирайте тему, которая позволяет раскрыть 2–3 ключевых эпизода (например, для темы о Христе — финал и сцены с флагом; для темы о метели — начальные строфы и сквозные мотивы).
  • Не забывайте о символике: цвет, число, природные образы, религиозные аллюзии — это «язык» поэмы.
  • Учитывайте исторический контекст: 1917–1918 гг., разрушение старого уклада, надежда и страх перед будущим.
  • Аргументируйте цитатами: даже короткие строки («Чёрный вечер. Белый снег», «Впереди — с кровавым флагом…») несут большую смысловую нагрузку.
  • Избегайте упрощений: Блок не «за» и не «против» революции — он показывает её как сложную, противоречивую силу.
Не забывайте, что во времена революций остается лишь одна ценность- товарищество






Close
Заказать звонок
I agree to the Terms of Service
Историческое время влияет на судьбы людей
Некрасов, как новатор формы, дал срез "было-стало" через образы попа и помещика. Они называются историческими, потому что по их высказываниям можно узнать, когда происходит действие, даже если нет дат. Была- вседозволенность. Нынче - закон. Помещик страдает от отсутствия былых привилегий.
Ну, вижу, вижу: поняли!
Так вот, друзья - и жили мы,
Как у Христа за пазухой,
И знали мы почет.
Не только люди русские,
Сама природа русская
Покорствовала нам.
Бывало, ты в окружности
Один, как солнце на небе,
Твои деревни скромные,
Твои леса дремучие,
Твои поля кругом!
Пойдешь ли деревенькою -
Крестьяне в ноги валятся,
Пойдешь лесными дачами -
Столетними деревьями
Преклонятся леса!
Пойдешь ли пашней, нивою -
Вся нива спелым колосом
К ногам господским стелется,
Ласкает слух и взор!
Там рыба в речке плещется:
"Жирей-жирей до времени!"
Там заяц лугом крадется:
"Гуляй-гуляй до осени!"
Всё веселило барина,
Любовно травка каждая
Шептала: "Я твоя!"

Краса и гордость русская,
Белели церкви божии
По горкам, по холмам,
И с ними в славе спорили
Дворянские дома.
Дома с оранжереями,
С китайскими беседками
И с английскими парками;
На каждом флаг играл,
Играл-манил приветливо,
Гостеприимство русское
И ласку обещал.
Французу не предвидится
Во сне, какие праздники,
Не день, не два - по месяцу
Мы задавали тут.
Свои индейки жирные,
Свои наливки сочные,
Свои актеры, музыка,
Прислуги - целый полк!

Пять поваров да пекаря,
Двух кузнецов, обойщика,
Семнадцать музыкантиков
И двадцать два охотника
Держал я... Боже мой!.."

Помещик закручинился,
Упал лицом в подушечку,
Потом привстал, поправился:
"Эй, Прошка!"- закричал.
Лакей, по слову барскому,
Принес кувшинчик с водкою.
Гаврило Афанасьевич,
Откушав, продолжал:
"Бывало, в осень позднюю
Леса твои, Русь-матушка,
Одушевляли громкие
Охотничьи рога.
Унылые, поблекшие
Леса полураздетые
Жить начинали вновь,
Стояли по опушечкам
Борзовщики-разбойники,
Стоял помещик сам,
А там, в лесу, выжлятники
Ревели, сорвиголовы,
Варили варом гончие.
Чу! подзывает рог!..
Чу! стая воет! сгрудилась
Никак, по зверю красному
Погнали?.. улю-лю!
Лисица чернобурая,
Пушистая, матерая
Летит, хвостом метет!
Присели, притаилися,
Дрожа всем телом, рьяные,
Догадливые псы:
Пожалуй, гостья жданная!
Поближе к нам, молодчикам,
Подальше от кустов!
Пора! Ну, ну! не выдай, конь!
Не выдайте, собаченьки!
Эй! улю-лю! родимые!
Эй! - улю-лю!.. а-ту!.."
Гаврило Афанасьевич,
Вскочив с ковра персидского,
Махал рукой, подпрыгивал,
Кричал! Ему мерещилось,
Что травит он лису...

Крестьяне молча слушали,
Глядели, любовалися,
Посмеивались в ус...

"Ой ты, охота псовая!
Забудут всё помещики,
Но ты, исконно-русская
Потеха! не забудешься
Ни во веки веков!
Не о себе печалимся,
Нам жаль, что ты, Русь-матушка,
С охотою утратила
Свой рыцарский, воинственный,
Величественный вид!
Бывало, нас по осени
До полусотни съедется
В отъезжие поля;
У каждого помещика
Сто гончих в напуску,
У каждого по дюжине
Борзовщиков верхом,
При каждом с кашеварами,
С провизией обоз.
Как с песнями да с музыкой
Мы двинемся вперед,
На что кавалерийская
Дивизия твоя!
Летело время соколом,
Дышала грудь помещичья
Свободно и легко.
Во времена боярские,
В порядки древнерусские
Переносился дух!
Ни в ком противоречия,
Кого хочу - помилую,
Кого хочу - казню.
Закон - мое желание!
Кулак - моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорррот!.."

Вдруг, как струна порвалася,
Осеклась речь помещичья.
Потупился, нахмурился,
"Эй, Прошка!"- закричал.
Глонул - и мягким голосом
Сказал: "Вы сами знаете,
Нельзя же и без строгости?
Но я карал - любя.
Порвалась цепь великая -
Теперь не бьем крестьянина,
Зато уж и отечески
Не милуем его.
Да, был я строг по времени,
А впрочем, больше ласкою
Я привлекал сердца.

Я в воскресенье светлое
Со всей своею вотчиной
Христосовался сам!
Бывало, накрывается
В гостиной стол огромнейший,
На нем и яйца красные,
И пасха, и кулич!
Моя супруга, бабушка,
Сынишки, даже барышни
Не брезгуют, целуются
С последним мужиком.
"Христос воскрес!"- "Воистину!"
Крестьяне разговляются,
Пьют брагу и вино...

Пред каждым почитаемым
Двунадесятым праздником
В моих парадных горницах
Поп всенощну служил.
И к той домашней всенощной
Крестьяне допускалися,
Молись - хоть лоб разбей!
Страдало обоняние,
Сбивали после с вотчины
Баб отмывать полы!
Да чистота духовная
Тем самым сберегалася,
Духовное родство!
Не так ли, благодетели?"

"Так!"- отвечали странники,
А про себя подумали:
"Колом сбивал их, что ли, ты
Молиться в барский дом?.."

"Зато, скажу не хвастая,
Любил меня мужик!
В моей сурминской вотчине
Крестьяне всё подрядчики,
Бывало, дома скучно им,
Все на чужую сторону
Отпросятся с весны...
Ждешь - не дождешься осени,
Жена, детишки малые
И те гадают, ссорятся:
"Какого им гостинчику
Крестьяне принесут!"
И точно: поверх барщины,
Холста, яиц и живности -
Всего, что на помещика
Сбиралось искони,-
Гостинцы добровольные
Крестьяне нам несли!
Из Киева - с вареньями,
Из Астрахани - с рыбою,
А тот, кто подостаточней,
И с шелковой материей:
Глядь, чмокнул руку барыне
И сверток подает!
Детям игрушки, лакомства,
А мне, седому бражнику,
Из Питера вина!
Толк вызнали, разбойники,
Небось не к Кривоногову,
К французу забежит.
Тут с ними разгуляешься,
По-братски побеседуешь,
Жена рукою собственной
По чарке им нальет.
А детки тут же малые
Посасывают прянички
Да слушают досужие
Рассказы мужиков -
Про трудные их промыслы,
Про чужедальны стороны,
Про Петербург, про Астрахань,
Про Киев, про Казань...

Так вот как, благодетели,
Я жил с моею вотчиной,
Не правда ль, хорошо?.."
- "Да, было вам, помещикам,
Житье куда завидное,
Не надо умирать!"

"И всё прошло! всё минуло!...
Чу! похоронный звон!.."

Прислушалися странники,
И точно: из Кузьминского
По утреннему воздуху
Те звуки, грудь щемящие,
Неслись: "Покой крестьянину
И царствие небесное!"-
Проговорили странники
И покрестились все...

Гаврило Афанасьевич
Снял шапочку - и набожно
Перекрестился тож:
"Звонят не по крестьянину!
По жизни по помещичьей
Звонят!.. Ой жизнь широкая!
Прости-прощай навек!
Прощай и Русь помещичья!
Теперь не та уж Русь!
Эй, Прошка!" (выпил водочки
И посвистал)...
"Невесело
(Н.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо)
Ниже — подборка тем для сочинений на тему «Исторический образ в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”». Темы сгруппированы по смысловым блокам, предполагают анализ текста, исторической реальности 1860‑х гг. и авторского взгляда на судьбу России.
I. Образ народа и крестьянской Руси
  1. «Крестьянская Русь как исторический образ: между традицией и ломкой уклада (по поэме “Кому на Руси жить хорошо”)».
  2. «Семь странников — коллективный образ народа: поиск правды как историческая потребность».
  3. «Женские судьбы в поэме: Матрёна Тимофеевна как воплощение исторической доли русской крестьянки».
  4. «Смех и слёзы народной жизни: фольклорные мотивы как способ создания исторического колорита».
  5. «Бедность, труд, терпение: какие черты исторической реальности Некрасов фиксирует в крестьянских образах?»
II. Образы сословий и перемены после 1861 года
  1. «Помещики в поэме: кризис старого порядка (Оболт‑Оболдуев и другие)».
  2. «Духовенство и народ: образ попа как отражение исторических противоречий пореформенной России».
  3. «Купечество и “новые люди”: намеки на зарождающийся капиталистический уклад».
  4. «Солдат, бурмистр, бродяги: периферийные образы, расширяющие историческую панораму».
  5. «Что значит “жить хорошо” для разных сословий? Сопоставление исторических представлений о счастье».
III. Историческая память и фольклор
  1. «Фольклор как исторический документ: как народные песни, причитания, пословицы создают образ эпохи».
  2. «Сказочные и былинные мотивы в поэме: традиция и её переосмысление в исторической реальности».
  3. «Приёмы устного народного творчества и их роль в воссоздании исторического быта».
  4. «Язык поэмы как отражение живой речи пореформенной деревни: диалекты, просторечия, клише».
  5. «Народная память о “старом времени”: как в поэме сосуществуют миф и историческая правда».
IV. Образы-символы исторических перемен
  1. «Дорога и странствие: метафора исторического пути России в поэме».
  2. «Образ земли и хлеба: связь крестьянского труда с исторической судьбой страны».
  3. «Пожар, метель, распутица: природные образы как знаки смутного времени».
  4. «Церковь и крест: религиозные символы в контексте исторических потрясений».
  5. «Песни и плачи: звуковая партитура эпохи в поэме Некрасова».
V. Образы “народных заступников” и историческая перспектива
  1. «Савелий — “богатырь святорусский”: архаический протест и его историческая ограниченность».
  2. «Ермил Гирин: народный праведник как идеал общинной справедливости».
  3. «Гриша Добросклонов: образ будущего — поэт, гражданин, революционер?»
  4. «Кто может вести народ к счастью? Спор исторических путей в образах “заступников”».
  5. «Финал поэмы: надежда или иллюзия? Исторический оптимизм Некрасова и его границы».
VI. Авторская позиция и исторический масштаб
  1. «Некрасов как летописец эпохи: где граница между художественным вымыслом и исторической правдой?»
  2. «Автор‑повествователь и народная речь: как Некрасов добивается “многоголосия” истории».
  3. «Комическое и трагическое в изображении пореформенной Руси: историческая ирония и сострадание».
  4. «Поэма как “энциклопедия русской жизни” 1860–1870‑х годов: что Некрасов показывает, а о чём умалчивает?»
  5. «“Кому на Руси жить хорошо” — ответ на вопрос эпохи: почему поэма остаётся историческим документом и художественным откровением?»
Советы по раскрытию тем
  • Опирайтесь на эпизоды и цитаты. Например, для темы о Матрёне — её исповедь; для Оболта‑Оболдуева — монолог о «золотой» барской жизни; для Гриши — финальные песни.
  • Учитывайте исторический контекст. Отмена крепостного права (1861), крестьянские волнения, рост капиталистических отношений, нигилизм и народничество — всё это «слышится» в поэме.
  • Анализируйте детали быта. Одежда, еда, орудия труда, обряды, названия деревень — важные маркеры исторической эпохи.
  • Следите за контрастами. Некрасов показывает и стойкость, и пассивность, и доброту, и жестокость — это делает исторический образ объёмным.
  • Не сводите к схеме. Поэма не даёт однозначного ответа: «хорошо» или «плохо», а показывает сложность исторического момента.
Какой представляется вам императрица, а какими ее подданные? В каких произведениях отечественных авторов представлен образ императницы и чем их можно сопоставить с образом, данным Державиным?
«Хорошо, — изволила возразить императрица, — но не имеете ли вы чего в нраве вашем, что ни с кем не уживаетесь?» — «Я не внаю, государыня, — сказал смело Державин, — имею ли какую строптивость в нраве моем, но только то могу сказать, что, знать, я умею повиноваться законам, когда, будучи бедный дворянин и без всякого покровительства, дослужился до такого чина, что мне вверялися в управление губернии, в которых на меня ни от кого жалоб не было». — «Но для чего, — подхватила императрица, — не поладили вы с Тутолминым?» — «Для того, что он принуждал управлять губерниею по написанному им самопроизвольно начертанию, противному законам; а как я присягал исполнять только законы самодержавной власти, а не чьи другие, то я не мог никого признать над собою императором, кроме вашего величества». — «Для чего же не ужился с Вяземским?» Державин не хотел рассказывать всего вышеписанного относительно несохранения и беспорядков в управлении казенном, дабы не показаться доносителем, но отвечал кратко: «Государыня! Вам известно, что я написал оду „Фелице“. Его сиятельству она не понравилась. Он зачал насмехаться надо мною явно, ругать и гнать, придирая-ся ко всякой безделице; то я ничего другого не сделал, как просил о увольнении из службы и, по милости вашей, отставлен». — «Что ж за причина несогласия с Гудовичем?» — «Интерес вашего величества, о чем я беру дерзновение объяснить вашему величеству, и, ежели угодно, то сейчас представлю целую книгу, которую я оставил там». — «Нет, — она сказала, — после». Тут подал ей Державин краткую записку всем тем интересным делам, о коих месяцев 6 он представление сделал Сенату… <…>

Императрица, приняв ту записку, сказала, что она прикажет в Сенате привесть те дела в движение. Между тем, пожаловав руку, дополнила, что она прикажет удовлетворить его жалованьем и даст место. На другой день в самом деле вышел указ, которым велено Державину выдать заслуженное жалованье и впредь производить до определения к месту. Сие Вяземского как гром поразило, и он занемог параличом". (Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающие в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина)
Репрезентация екатеринской эпохи - в "Горе от ума" - "и награжденья брать, и весело пожить". Жить не реальностью, а тем, что устраивает всех - это, впрочем, даже не Екатерина, ее прах тут можно не возмущать.

Исторический образ романтизировался в произведениях Пушкина - таковы образы Пугачева, Екатерины, Петра, Кочубея, романтизация положительных героев была неизбежна - Нужно было отходить от "Генриады» и "Петриады", «несчастная форма» которых, по мнению Белинского, «слишком устарела и опошлилась для времени, когда явился Пушкин». Политические деятели под пером гения ожили, вновь стали людьми как "ты, да я, да мы с тобой".
Задание 1. Докажите романтическую составляющую "Полтавы". Почему Кочубей дал себя казнить и какую роль в этом сыграла честь семьи? В исторических хрониках Кочубей признался под пытками в злом умысле, но Пушкин со своим поэтическим идеализмом вряд ли мог согласится с подобной трактовкой самооговора героя. Скорее всего, тут было что-то личное. Докажите это.


Сталин
Задание 2. Найдите в стихотворении А.Галича «Ночной дозор» черты вождя и его эпохи.
Ночной дозор
Когда в городе гаснут праздники,
Когда грешники спят и праведники,
Государственные запасники
Покидают тихонько памятники.
Сотни тысяч (и все — похожие)
Вдоль по лунной идут дорожке,
И случайные прохожие
Кувыркаются в «неотложке»
И бьют барабаны!..
Бьют барабаны,
Бьют, бьют, бьют!

На часах замирает маятник,
Стрелки рвутся бежать обратно:
Одинокий шагает памятник,
Повторенный тысячекратно.
То он в бронзе, а то он в мраморе,
То он с трубкой, а то без трубки,
И за ним, как барашки на море,
Чешут гипсовые обрубки.
И бьют барабаны!..
Бьют барабаны,
Бьют, бьют, бьют!

Я открою окно, я высунусь,
Дрожь пронзит, будто сто по Цельсию!
Вижу: бронзовый генералиссимус
Шутовскую ведет процессию!
Он выходит на место лобное —
Гений всех времен и народов! —
И, как в старое время доброе,
Принимает парад уродов!
И бьют барабаны!..
Бьют барабаны,
Бьют, бьют, бьют!

Прет стеной мимо дома нашего
Хлам, забытый в углу уборщицей, —
Вот сапог громыхает маршево,
Вот обломанный ус топорщится!
Им пока — скрипеть да поругиваться,
Да следы оставлять линючие,
Но уверена даже пуговица,
Что сгодится еще при случае!
И бьют барабаны!..
Бьют барабаны,
Бьют, бьют, бьют!

Утро родины нашей — розово,
Позывные летят, попискивая.
Восвояси уходит бронзовый,
Но лежат, притаившись, гипсовые.
Пусть до времени покалечены,
Но и в прахе хранят обличие.
Им бы, гипсовым, человечины —
Они вновь обретут величие!
И бьют барабаны!..
Бьют барабаны,
Бьют, бьют, бьют!


В каких еще произведениях отечественной литературы в образе вождя всех времен и народов представлены данные черты портрета?

Задание 3. Ус, сапоги, трубка живые или мертвые, это портрет или натюрморт? Знаковые детали оживают?"

Задание 4. Сравните с элементами картины Рембрандта «Ночной дозор». Какой смысл барабанов ночью в городе, где все спят? Какой смысл заглавия?

Задание 5. Почему нигде прямо не говорится, что выносят статуи Сталина? Вождь – Тот, Кого Нельзя Называть? Почему так таинственно?
Задание 6. Какую роль играет символ лобного места? Почему это место так важно для создания ощущения конца сталинской эпохи?
Задание 7. Почему «случайные прохожие кувыркаются в неотложке»? Какова причина их внезапной госпитализации? Почему эти слова Галич исполняет задиристо и даже весело? Почему сотни тысяч похожих памятников движутся как бы сами собой?
Задание 8. Сравните со стихотворением Мандельштама. Что общего в образе вождя? Почему и здесь мы видим фрагментацию телесности? Можно ли сказать, что А.Галич ученик Мандельштама?
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него - то малина
И широкая грудь осетина.
Contact us
Skype
Mail
Phone
WhatsApp