Вечный образ

Д. С. Мережковский о вечном образе:
 «Есть идеи, образы, великие для этой эпохи, когда они родились, но мало-помалу теряющие свою жизненность, подверженные дряхлости и умиранию; они засыпаются наслоениями последующих цивилизаций и исчезают в них, как развалины древних городов в недрах земли. Есть другие образы, жизнь которых связана с жизнью всего человечества; они поднимаются и растут вместе с ним – это не мертвые развалины, а вечно живые деревья, которые растут вместе с уровнем земли. Прометей, Дон Жуан, Фауст, Гамлет – образы эти сделались частью человеческого духа, с ним они живут и умрут только с ним. Дон-Кихот принадлежит к таким спутникам человечества. Исчерпать его содержание невозможно, потому что он еще не закончен, он еще развивается вместе с нами, и уловить его нельзя, как собственную тень»
Вечный образ - практически литературный архетип. Он обладает свойствами архетипа и несет смысловую нагрузку, способную создавать образы-крестражи. Иногда образ образа может обрести иную оценку, как то было с безумцем Дон Кихотом, которого символисты сделали символом дисгармонии поэта и общества.
Создать вечный образ – это как сотворить чудо - образ жизни превратить в универсум. Вечный образ делает впервые использовавшего этот образ поэта бессмертым – оставляя от всего его творчества порой лишь его – Дон-Жуана, Обломова, Дон Кихота. Но если Дон Кихот и Обломов появились на национальной почве, то Дон Жуан – интернационален, к тому же религиозен – миф о возмездии и избавлении актуален всюду, где есть религиозный мир и потому происхождение его полно загадок. Легкость, задиристый характер, насмешка над царством мертвых – это еще со времен мифа о Сизифе пугало и охлаждало особо радующихся и неунывающих. Вечные возвращения одного и того же образа с его нравоучительным и в то же время пугающим сюжетом обогащают его. Каждая парафраза – новое открытие. Вечный образ универсален и валентен, в то же время абсурден. Невозможно придумать неабсурдный вечный образ героя. Странные люди Сизиф, Обломов, Дон Кихот, Дон Жуан. Странные и притягательные, симпатия и презрение, насмешка и сочувствие.


  1. Задание 1. Прочитайте испанский народный романс и разделите его на две части- одну взял Пушкин для «Каменного гостя», другую – Жуковский для «Светланы». Догадайтесь, в чем именно тут пересечение сюжетов и мотивов.Как атмосфера и настроение романса влияют на ваше восприятие происходящего?


В одно злополучное утро
В собор кабальеро заходит.
С каменного надгробья
Глаз нечестивых не сводит.
За бороду дергает с силой,
Добавив с усмешкою злою:
- Едва ли вчера ты думал,
Что так обойдутся с тобою,
Что будут и после смерти
Бесчестить почтенного мужа.
Сегодня, едва стемнеет,
Тебя приглашаю на ужин.
Как жаль, что ответишь отказом,
Сказав, что теперь, по кончине,
Всегда твой желудок полон,
Не голоден ты и ныне. -
Домой кабальеро вернулся,
И невдомек ему было -
За страшное оскорбленье
Ему отмщенье грозило.
Как только завечерело,
Покойник подходит к дому.
- Кто там стучится в двери?
- Слуга, мы с утра знакомы
С твоим господином. Должен
Со мною он быть радушен.
Неужто уже забыл он,
Что я приглашен на ужин?
Узнал кабальеро о госте,
И страхом сковало тело.
Он тотчас смутился душою,
Кровь в сердце заледенела.
- Прими как желанного гостя,
Любезно, не как вначале. -
По лестнице путь до покоев
Два факела освещали.
- От ужина откажусь я,
Теперь аппетит мой умерен.
Пришел я, чтобы увидеть,
Насколько слову ты верен.
На завтра с ответным визитом
В гости тебя приглашаю. -
Забота хозяина гложет,
Сна и покоя лишает.
К монастырю францисканцев
Он, сев на коня с рассветом,
Скачет, чтоб их настоятель
В грехах его исповедал.

Дал настоятель просвиру,
Чтоб шел он к покойнику смело.
Кабальеро отправился в церковь,
Когда наконец стемнело.
Кирку он увидел и заступ,
Разверстую рядом могилу.
Мертвец из нее появился,
Ещё девяти не пробило.
- Входи, кабальеро, смелее,
Ужином будешь доволен.
Попробуй моих угощений,
Любое ты выбрать волен...
Ты спас свою душу и тело,
Отведав священного хлеба.
Иначе сошел бы в могилу,
Не видел бы больше неба,
Чтобы впредь не смеялся над теми,
Кто за смертным порогом.
Молись за их грешные души,
Усердно молись за них Богу.
Зачтется тому, кто вышел
На праведную дорогу.

Задание 2. Докажите притягательность и абсурдность образов Обломова и Дон Кихота.

Задание 3. Прочитайте эпизод с телеграфисткой. В чем абсурдность ситуации? Права ли телеграфистка? Как вы думаете, сейчас такая же ситуация на телеграфе? Какие телеграммы можно посылать, а какие нельзя? В чем связь Чудика и Дон Кихота? А в чем они различны? Разгромил бы Дон Кихот подобный телеграф. если бы ему не дали возможности послать письмо, достойноое его прекрасной дамы Дульсинеи Табосской?

"Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь.
Васятка".

Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила:
- Составьте иначе. Вы - взрослый человек, не в детсаде.
- Почему?- спросил Чудик.- Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя
жена!.. Вы, наверно, подумали...
- В письмах можете писать что угодно, а телеграмма - это вид связи. Это
открытый текст.
Чудик переписал.

"Приземлились. Все в порядке. Васятка".
(В.Шукшин. Чудик)


Задание 3. Прочитайте рассказ Шукшина «Чудик» и проведите параллели – кто чудик в советское время – Чудик или окружающие его люди. А кто Дон Кихот? Почему это разделилось в образном мире Шукшина? Какова развязка истории с телеграфисткой? Почему рассказ называется “Чудик”?

Заполните таблицу по пунктам:
  1. Внешний вид
  2. Одежда
  3. Питание
  4. Знание
  5. Отношение окружающих
  6. Отношение к отношению окружающих
  7. Отношение к жизни
  8. Характер
  9. Образ (с чем сравнивается)
  10. Цели
  11. Изменения.
Сравните по этим пунктам с образом Гамлета
Что выражает собою Дон-Кихот? Взглянем на него не тем торопливым взглядом, который останавливается на поверхностях и мелочах. Не будем видеть в Дон-Кихоте одного лишь рыцаря печального образа, фигуру, созданную для осмеяния старинных рыцарских романов; известно, что значение этого лица расширилось под собственного рукою его бессмертного творца и что Дон-Кихот второй части, любезный собеседник герцогов и герцогинь, мудрый наставник оруженосца-губернатора, -- уже не тот Дон-Кихот, каким он является нам в первой части романа, особенно в начале, не тот странный и смешной чудак, на которого так щедро сыплются удары; а потому попытаемся проникнуть до самой сущности дела. Повторяем: что выражает собою Дон-Кихот? Веру прежде всего; веру в нечто вечное, незыблемое, в истину, одним словом, в истину, находящуюся вне отдельного человека, но легко ему дающуюся, требующую служения н жертв, но доступную постоянству служения и силе жертвы. Дон-Кихот проникнут весь преданностью к идеалу, для которого он готов подвергаться всевозможным лишениям, жертвовать жизнию; самую жизнь свою он ценит настолько, насколько она может служить средством к воплощению идеала, к водворению истины, справедливости на земле. Нам скажут, что идеал этот почерпнут расстроенным его воображением из фантастического мира рыцарских романов; согласны -- ив этом-то состоит комическая сторона Дон-Кихота; но самый идеал остается во всей своей нетронутой чистоте. Жить для себя, заботиться о себе -- Дон-Кихот почел бы постыдным. Он весь живет (если так можно выразиться) вне себя, для других, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам -- волшебникам, великанам, т. е. притеснителям. В нем нет и следа эгоизма, он не заботится о себе, он весь самопожертвование -- оцените это слово! -- он верит, верит крепко и без оглядки. Оттого он бесстрашен, терпелив, довольствуется самой скудной пищей, самой бедной одеждой: ему не до того. Смиренный сердцем, он духом велик и смел; умилительная его набожность не стесняет его свободы; чуждый тщеславия, он не сомневается в себе, в своем призвании, даже в своих физических силах; воля его -- непреклонная воля. Постоянное стремление к одной и той же цели придает некоторое однообразие его мыслям, односторонность его уму; он знает мало, да ему и не нужно много знать: он знает, в чем его дело, зачем он живет на земле, а это -- главное знание. Дон-Кихот может показаться то совершенным безумцем, потому что самая несомненная вещественность исчезает перед его глазами, тает как воск от огня его энтузиазма (он действительно видит живых мавров в деревянных куклах, рыцарей в баранах),то ограниченным, потому что он не умеет ни легко сочувствовать, ни легко наслаждаться; но он, как долговечное дерево, пустил глубоко корни в почву и не в состоянии ни изменить своему убеждению, ни переноситься от одного предмета к другому; крепость его нравственного состава (заметьте, что этот сумасшедший, странствующий рыцарь -- самое нравственное существо в мире) придает особенную силу и величавость всем его суждениям н речам, всей его фигуре, несмотря на комические и унизительные положения, в которые он беспрестанно впадает... Дон-Кихот энтузиаст, служитель идеи и потому обвеян ее сияньем...
Дон-Кихот, мы должны в этом сознаться, положительно смешон. Его фигура едва ли не самая комическая фигура, когда-либо нарисованная поэтом. Его имя стало смешным прозвищем даже в устах русских мужиков. Мы в этом могли убедиться собственными ушами. При одном воспоминании о нем возникает в воображении тощая, угловатая, горбоносая фигура, облеченная в карикатурные латы, вознесенная на чахлый остов жалкого коня, того бедного, вечно голодного и битого Россинанта, которому нельзя отказать в каком-то полузабавном, полутронутом участии. Дон-Кихот смешон... но в смехе есть примиряющая и искупляющая сила -- и если недаром сказано: "Чему посмеешься, тому послужишь", то можно прибавить, что над кем посмеялся, тому уже простил, того даже полюбить готов.
(И.Тургенев Гамлет и Дон Кихот)
Пример таблицы
Шляпа, которую срывал ветер у Евгения из "Медного всадника", - из романтического бытописания кота Мурра. Отсюда же образ маленького человека, у которого срывают на ветру шинель. Шляпу, ветер и шинель увековечил в литературе кот Мурр. Они стали вечными образами.
  1. Какую роль играет сцена бури в этом отрывке?
  2. Кто является главными персонажами в сцене с бурей?
  3. Что представляет собой каждый из персонажей?
  4. Почему сцена со шляпой важна для понимания общей идеи отрывка?
  5. Что символизирует шинель?
  6. Каков исход сцены с бурей и как он влияет на дальнейшее развитие сюжета?
- А помните ли вы, всемилостивейший государь, ту страшную бурю, которая застигла адвоката в то время, как он шел ночью через Pont-Neuf, и сбросила в Сену его фуражку? Нечто подобное есть у Рабле, но, собственно, ведь не буря сорвала фуражку с головы адвоката, он крепко держал ее своей рукой, предоставив плащ игре ветра; это был гренадер, который с громким возгласом: "Ужасный ветер, милостивый государь!" -- проскакал мимо и тотчас сорвал с его парика прекрасную касторовую шляпу; и не касторовая шляпа полетела в Сену, а, напротив, гадкая фуражка солдата под суровым ветром обрела в волнах влажную смерть. Вы знаете все, милостивейший государь, также, что в то мгновение, когда адвокат, совсем пораженный, стоял на мосту, другой солдат с тем же возгласом: "Ужасный ветер, милостивый государь!" -- проскакал мимо и, схватив плащ адвоката за воротник, сорвал его с плеч, и что тотчас же третий солдат проскакал мимо с тем же возгласом: "Ужасный ветер, милостивый государь!" -- и вырвал у него из рук испанскую трость с золотым набалдашником. Адвокат закричал изо всех сил, бросил вдогонку последнему бездельнику свой парик и потом с обнаженной головой, без шинели и без трости, отправился дальше -- составить самое достопримечательное завещание и узнать самое необычайное приключение. Вы знаете все это, всемилостивейший государь?
(Гофман. Житейские воззрения кота Мурра)
  1. Кто такой Телемак из стихотворения Бродского?
  2. Как работает в стихотворении образ Одиссея?
  3. Почему Телемак кажется близким поэту? А Одиссей - это автометафора?
  4. Что символизирует образ корабля в произведении?
  5. Какой образ создает автор, говоря о “соленом воздухе”?
  6. Как вы понимаете строки “И вода нам как земля”?
  7. Что означает фраза “Но и с криком “Погибаю!” / Не вернешься” в контексте стихотворения?
  8. Какое значение имеет образ моряка, “одинокого, как тень”?
  9. Что олицетворяет собой “утешенье Телемаха”?
  10. В чем заключается философский смысл стихотворения?
  11. Почему данное стихотворение было воспринято как политическое и как через образ Одиссея И.Бродский передал то, что происходило в 1970-е годы?
Мой Телемак,
Троянская война
окончена. Кто победил — не помню.
Должно быть, греки: столько мертвецов
вне дома бросить могут только греки…
И все-таки ведущая домой
дорога оказалась слишком длинной,
как будто Посейдон, пока мы там
теряли время, растянул пространство.
Мне неизвестно, где я нахожусь,
что предо мной. Какой-то грязный остров,
кусты, постройки, хрюканье свиней,
заросший сад, какая-то царица,
трава да камни… Милый Телемак,
все острова похожи друг на друга,
когда так долго странствуешь; и мозг
уже сбивается, считая волны,
глаз, засоренный горизонтом, плачет,
и водяное мясо застит слух.
Не помню я, чем кончилась война,
и сколько лет тебе сейчас, не помню.
Расти большой, мой Телемак, расти.
Лишь боги знают, свидимся ли снова.
Ты и сейчас уже не тот младенец,
перед которым я сдержал быков.
Когда б не Паламед, мы жили вместе.
Но может быть и прав он: без меня
ты от страстей Эдиповых избавлен,
и сны твои, мой Телемак, безгрешны.
И.Бродский. Одиссей - Телемаху

Поясните идеализацию вечного образа у символиста Мережковского. Почему он идеализирует смешного героя? Как могло повлиять на выбор темы чтение в 1860 году Иваном Тургеневым доклада «Гамлет и Дон Кихот»? Созидательна или разрушительна энергия Дон-Кихота у Мережковского? Обратите внимание на интонацию конечных строк стихотворения. Можно ли назвать стихотворение манифестом символической поэзии?

Дон Кихот

Шлем — надтреснутое блюдо,
Щит — картонный, панцирь жалкий…
В стременах висят, качаясь,
Ноги тощие, как палки.
Для него хромая кляча —
Конь могучий Росинанта,
Эти мельничные крылья —
Руки мощного гиганта.
Видит он в таверне грязной
Роскошь царского чертога.
Слышит в дудке свинопаса
Звук серебряного рога.
Санчо Панса едет рядом;
Гордый вид его серьезен:
Как прилично копьеносцу,
Он величествен и грозен.
В красной юбке, в пятнах дегтя,
Там, над кучами навоза, —
Эта царственная дама —
Дульцинея де Тобозо…
Страстно, с юношеским жаром
Он в толпе крестьян голодных,
Вместо хлеба, рассыпает
Перлы мыслей благородных:
«Люди добрые, ликуйте,
Наступает праздник вечный:
Мир не солнцем озарится,
А любовью бесконечной…
Будут все равны; друг друга
Перестанут ненавидеть;
Ни алькады, ни бароны
Не посмеют вас обидеть.
Пойте, братья, гимн победный!
Этот меч несет свободу,
Справедливость и возмездье
Угнетенному народу!»
Из приходской школы дети
Выбегают, бросив книжки,
И хохочут, и кидают
Грязью в рыцаря мальчишки.
Аплодируя, как зритель,
Жирный лавочник смеется;
На крыльце своем трактирщик
Весь от хохота трясется.
И почтенный патер смотрит,
Изумлением объятый,
И громит безумье века
Он латинскою цитатой.
Из окна глядит цирюльник,
Он прервал свою работу,
И с восторгом машет бритвой,
И кричит он Дон Кихоту:
«Благороднейший из смертных,
Я желаю вам успеха!..»
И не в силах кончить фразы,
Задыхается от смеха.
Он не чувствует, не видит
Ни насмешек, ни презренья!
Кроткий лик его так светел,
Очи — полны вдохновенья.
Он смешон, но сколько детской
Доброты в улыбке нежной,
И в лице, простом и бледном,
Сколько веры безмятежной!
И любовь и вера святы.
Этой верою согреты
Все великие безумцы,
Все пророки и поэты!
Дм. Мережковский, 1887 г.

Чем Дали и Дон Кихот схожи во внешности и манере мышления-творчества? Попробуйте воссоздать картину Дали. Что у вас получилось? Можно ли полученный рисунок считать адекватным абсурдному характеру Дон Кихота?
"Как-то летом Жозеф Форе приехал ко мне с большим грузом из тяжелых литографских камней. Он настаивал, чтобы я выполнил иллюстрации к "Дон Кихоту" именно на этих камнях. В то время я был против литографской техники по эстетическим, моральным и философским причинам. Я считал, что творческий процесс должен реализовываться без применения силы, без монархии и инквизиции. По моим представлениям, он должен быть либеральным, бюрократическим и благородным. Однако настойчивость Форе, привезшего камни, разбудила мою антилитографскую волю к власти с точки зрения агрессивного гиперэстетизма. В этом состоянии в голову мне пришла божественная идея. Разве не говорил Ганди: "Ангелы господствуют над обстоятельствами, не нуждаясь в плане"? Не замедлительно, подобно ангелу, я овладел ситуацией моего "Дон Кихота".
Я не мог стрелять из аркебуза по бумаге, не пробивая ее, но можно было стрелять по камню, не разрушая его. Убежденный Форе, я телеграфировал в Париж, чтобы к моему приезду приготовили аркебуз. Мой друг, художник Жорж Матье, подарил мне очень редкий аркебуз XV века, затвор которого был инкрустирован слоновой костью.
И 6 ноября 1956 года, окруженный сотней овец, принесенных в жертву самой первой пергаментной книге, на палубе речной баржи, на Сене, я выпустил первую в мире свинцовую пулю, наполненную литографской тушью. Разорвавшаяся пуля открыла эру "пулизма". На камне появилась божественная клякса, похожая на крыло ангела, аэродинамические свойства и динамическая сила которого превосходит все когда-либо применявшиеся технические усовершенствования. Всю неделю я был погружен в фантастические эксперименты. На Монмартре, перед беснующейся толпой, окруженный восемьюдесятью девушками, на вершине экстаза, я наполнил два полых носорожьих рога хлебными корками, пропитанными тушью и затем, памятуя о Вильгельме Телле, с силой разбил их о камень. Благодарение Господу! Результат был великолепным: рога носорогов запечатлели два крыла мельницы.
Затем двойное "чудо": когда я получил первые результаты, неудачный "захват" оставил на камне ненужный след. Я счел своим долгом использовать эти пятна для иллюстрирования литургического таинства в параноидальном духе. Дон Кихот сталкивается во внешнем мире с параноическими великанами, один из которых сидит в нем".
(С.Дали)
  1. О чем стихотворение “Румпельштильцхен”?
  2. Кто главный герой произведения?
  3. Соотносится ли образ карлика - главного героя стихотворения Тарковского - с аналогичным героем Братьев Гримм? В чем принципиальная разница?
  4. Какую роль играет мифология в создании образа главного героя?
  5. Какие символы используются в стихотворении и что они означают?
  6. Какое настроение создает стихотворение?
  7. Какова основная идея произведения? Зачем нужно было менять сюжет сказки?
  8. Чем отличается это стихотворение от других произведений А.А. Тарковского?
  9. Какую роль играют образы природы в стихотворении?
  10. Что общего между этим стихотворением и другими произведениями А.А.Тарковского?
  11. Докажите переход архетипа карлика-черта в теорию целого кафтана господина Лужина, в образ колеса- Чичикова.
«Румпельштильцхен из сказки немецкой
Говорил:
- Всех сокровищ на свете
Мне живое милей!
Мне живое милей!
Ждут подземные няньки,
А в детской - Во какие кроты
Неземной красоты,
Но всегда не хватает детей!
Обманула его королева
И не выдала сына ему,
И тогда Румпельштильцхен от гнева
Прыгнул,
за ногу взялся,
Дернул
и разорвался
В отношении: два к одному.
И над карликом дети смеются,
И не жалко его никому,
Так смеются, что плечи трясутся,
Над его сумасшедшей тоской
И над тем, что на две половинки
Каждой по рукаву и штанинке -
Сам свое подземельное тельце
Разорвал он своею рукой.
Непрактичный и злобный какой!»
(А. А. Тарковский. РУМПЕЛЬШТИЛЬЦХЕН)
  1. Что такое “вечный образ” ?
  2. Какие вечные образы вы знаете? Каким в наибольшей степени симпатизируете?
  3. Как вечные образы отражают культурные и социальные ценности определенного времени и определенной страны?
  4. Насколько они обусловлены общими доминантами исторического сознания и психологии?
  5. Можно ли считать некоторых персонажей современной литературы вечными образами? Если да, то каких?
  6. Как авторы используют вечные образы для передачи своих идей и мнений философов?
  7. Влияют ли культурные и языковые различия на восприятие вечных образов читателями?
  8. Могут ли вечные образы меняться со временем или они всегда остаются неизменными?
  9. Можно ли сказать, что некоторые вечные образы стали менее актуальными в современном мире? Если да, то почему?
  10. Как изучение вечных образов может помочь нам лучше понять историю и культуру разных народов?
  11. Могут ли новые технологии и средства массовой информации повлиять на восприятие вечных образов?
Читайте также
Литературоведение для школьников
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Об авторе
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Эпиграф
Рассмотрим интересные эпиграфы. Материалы к уроку. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Эпилог
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Анализ произведений
Заголовок
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Заголовок. Роль заголовка.
Кульминация и интерпретация
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Интересные уроки
Поэтика. Эпос, лирика, драма
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Интересные уроки. Род литературы
Символика цвета
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Анализ произведений
Архетип
Базаров и Раскольников - искатели-разрушители. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Вечный образ
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Анализ произведений, тип героя, вечный образ, Дон Жуан, Дон Кихот, Эдип, Прометей
Лишний человек
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Естественный человек
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Маленький человек
Тип героя. Литературные традиции. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Поющая девушка
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Автопсихологизм, Сирена- первообраз. Мать – образ поющей женщины. Поющая девушка у Пушкина, Лермонтова,Блока
Исторический образ
Черты вождей и их эпох. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Библейский образ
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Речевая характеристика
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Сорные слова. Речевая характеристика
Виды композиции
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Антитеза
Использование антитезы писателями. Контраст. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Системный анализ. Шесть шляп Эдварда де Боно
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Сюжет: событие, действие, мотив
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Натюрморт у Гоголя, Гумилева, Есенина и Бродского
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Автометафора. Автопсихологизм
Способы выражения автометафоры. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Анафора
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Художественная деталь – бытовая, историческая, психологическая
Готовимся к ЕГЭ. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Характер
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Анализ произведений Гофмана, Салтыкрова-Щедрина
Реализм: задумка автора и ее не осуществление
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Ретроспектива
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Экфрасис
Творческая работа с изображением. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Экфрасис: щит и герб
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Энергетика пространства
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Образ времени (одно всегда сменяет другое)
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Авторская ирония
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Реминисценция
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Метафора
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Сравнение
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Формы речи: Внутренний монолог
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Образ и символ вместо рассказчика и героя
Теория Гегеля и историсофия Льва Толстого Авторская страница Ольги Чернорицкой
Ритмическая проза
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Ремарка
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Символ
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Прямое значение и переносное - каламбур
Каламбур у Булгакова и Гете, Некрасова и Лермонтова. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Сатира, юмор. Иностранцы в русской литературе
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Классицизм
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Романтизм
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Популярные стили
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Символизм
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Автопортрет. Аллюзия. Оксюморон
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Идиллическое время
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Категория времени
Точка видения и точка зрения
Авторская страница Ольги ЧернорицкойКомбинирование точек съемки, точек видения и точек зрения.
Автобиографизм и автопсихологизм
Эпоха и автобиографизм, с ней связанный. Детали, указывающие на автора. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Проблематика произведений. Категории добра и зла
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Зоообраз
Образы-животные, символы. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Трагический герой
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Вечные вопросы
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Золотой век русской литературы
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Между классицизмом и реализмом
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Варваризация
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Нравственная проблематика. Чехов
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Абсурдный герой. Смех Гоголя
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Приглашаю учеников, Интересные уроки
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Литературные направления
от классицизма к постмодерну
Драма как род литературы
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Романтизм: Онегин и Ленский
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Пастишь, фабуляция
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Булгаков и постмодерн. Приемы постмодернизма
A Free Lesson Registration Form
A simple form with basic input fields such as name, phone number, and email address.
Метафора-идея
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Драматические жанры
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Внутренний конфликт
Авторская страница Ольги Чернорицкой
рассказ в стихах
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Пейзаж в поэме Лермонтова "Мцыри", у Гоголя и Гофмана
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Читательская рецепция
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Диалогизм
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Прототип
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Мистицизм
Авторская страница Ольги Чернорицкой
эффект и антиэффект
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Идеал
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Эпические жанры
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Проза и поэзия
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Рифма
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Авторская песня
Авторская страница Ольги Чернорицкой
лирические жанры
Авторская страница Ольги Чернорицкой
фокализация
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Глава, эпизод, сцена
Авторская страница Ольги Чернорицкой
стиль
Авторская страница Ольги Чернорицкой
содержание и форма
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Бильдунгсроман
Авторская страница Ольги Чернорицкой
гуманизм и антигуманизм
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Хайдеггер о гуманизме как явлении римской добродетели
Трагическое и гармоническое
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Идея
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Типы вступлений
Как начать сочинение. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Эмоциональный ореол
Авторская страница Ольги Чернорицкой
План анализа стихотворения
Авторская страница Ольги Чернорицкой. План анализа стихотворения
образ жизни
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Риторические фигуры
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Обратная перспектива
Авторская страница Ольги Чернорицкой. От слов Элиота рассматриваем произведения в обратной перспективе.
Диалог влюбленных
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Исторический контекст и подтекст
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Подтекст дает глубину. Контекст- ширину.
Контроль знаний 9 класс 1-е полугодие
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Контрольная работа по литературе 9 класс
Контроль знаний 9 класс 2-е полугодие
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Made on
Tilda