"И почему зло так привлекательно", - удивлялся Печорин, только что сыгравший злостного эгоиста, каковым ни он, ни Лермонтов, конечно, не были. Как правильно заметил Лотман, в романе все шло от эгоизма к героизму. Только эгоизм был нарисованный (как у всех), а героизм настоящий. Эгоизм для барышень, героизм для родины. Вообще есть нечто героическое в том, чтобы бросить девушку перед своим отъездом по месту ссылки. Раскольников бы на такое не решился, ему по месту каторги нужна была сиделка Сонечка.
Не таков Гоголь. Зло там не только для привлекательных барышень. Оно экзистенциально.
Возьмем "Миргород".
1. Андрий - гордыня сотворила зло с ним и семьей его, товарищами его, повернуло историю вспять. Гордо не принимает вызов отца подраться, гордо стоит в сторонке такой весь из себя мазунчик, самый умный, долго терпит от пана и паночки все, чтобы самому впоследствии стать паном Андрием. и вот тут он разворачивается в полный абсурд собственной персоны и гордо принимает смерть от отца своего вместе со страхом еще большего позора.
2. Хома - ночью в пути чертыхается вместо молитвы, коей научен в бурсе. Товарищ его, богослов, продолжает традицию - и вот вам пространство картины сместилось и время пошло вспять - они ж из бурсы уходили, а через день опять в бурсе оказались. Анти-Светлана, привет Жуковскому. Та тоже не сразу перекрестилась, но вовремя. А Хома запоздал. Слишком углубился в свой круг сквернословия, ад косноязычия, и никакие красноречия, помимо полена, уже и не помнил.
3. Иваны. Не возжелай ружья ближнего своего.
Зло Бунина исторично, от "Антоновских яблок" до "Окаянных дней" и «Эпитафии» он прослеживает гибель империи.
Зло Блока теологично - "впереди Исус Христос".
Зло Булгакова комично, эпицентр комизма - кот Бегемот.
«Кто не любит добра?» - начинает повествование Леонид Андреев в «Правилах добра». Он пересматривает категорию– его добро совершается вне зависимости от человеческих намерений, по зову сердца. Для создания художественного эксперимента он вводит простоватого черта – Носача. Это не хитроумный Мефистофель – этот здоровенный пожилой черт с туповатым умом воспринимает все слишком буквально, на профанном уровне. И возлюбил добро он по-человечески, по-простому, то есть всем сердцем. Его вдруг перестало интересовать пакостничество, а склонность к порядку привела к идее подружиться с католическим священником и попросить его написать свод правил для исполнения. И все бы было безнадежно, правила не работали, если бы не обстоятельства которые доказывают, что ни в каком своде правил не может быть описан следующий эпизод:
«Еще с добрый десяток минут, не сообразившись, вопил черт, и жаловался,
и требовал новой рукописи, взамен попорченной, потом стих и, бережно
отложив рукопись, сам опустился на пол у поповской постели. После долгого
молчанья разжал попик сухие, запавшие губы, бессильно пожевал ими и с
трудом вымолвил:
- Опять промахнулся?
Черт мрачно взглянул на истерзанную рукопись и великодушно солгал:
- Так, пустяки, святой отец. Мне вас жалко: вы и вправду умираете или
еще с полгодика поживете?
Попик ответил:
- Ни единого даже дня, дружок. Я уже вчера собрался умереть, да думаю:
дай подожду денек - авось, и ты придешь. Вот ты и пришел! Спасибо тебе
дружок. Открой мне, пожалуйста, занавес на окне, хочу я последним взглядом
проститься с дорогими местами.
Но в открытое окно только и видно было, что угол крыши, крытый красной
черепицей, да уголок синего неба с проходящим облаком. Попик смотрит с
радостью, а черт думает: "На что он смотрит?.. Тут и смотреть не на что:
красная крыша да неба кусочек. Или он на облачко смотрит? Так понесу же я
его на колокольню и покажу ему все облака, какие будут, и все красные крыши
его возлюбленной Флоренции".
Так и сделал. Даже не спрашиваясь, подхватил он на свои жилистые руки
сухонькое тельце, не оказавшее сопротивления, и с величайшею осторожностью
донес до высокой площадки, где дух захватывало от высоты и сердце
радовалось красоте города и божьего мира.
- Смотрите-ка, святой отец: это не то, что из окошка, - сказал он с
гордостью.
И оба стали смотреть и радоваться».
Задание1. Объясните, почему добро так незаметно, почему ни попик не сказал, что вот здесь совершилось добро, ни Носач этого не заметил и дальше продолжал расстраиваться, что не может сделать ни одного доброго дела?
Задание 2. Прочитайте отрывок из «Фауста». Подтвердите или опровергните догадку: Гретхен сетовала - зачем Фаусту, ищущему истину, такой друг как Мефистофель. Разумеется, к идеалисту никакое зло не пристанет, лишь материалист подвержен влиянию зла. Но тут важен сам интерес идеалиста к злу. По сути, зачем для познания добра нужно зло? Но таков путь естественного интеллекта - лишь сроднившись с негативным, духом разрушения, приходят к истине.
Фауст
Подслушивал?
Мефистофель
Узнал немало.
Тебя, как старого глупца,
Девица вере обучала?
О, вера - важная статья
Для девушек властолюбивых:
Из женихов благочестивых
Выходят смирные мужья.
Фауст
Проклятый изверг, не греши!
Тебе ль понять, как в детской вере
Ей страшно будущей потери
Моей загубленной души!
Мефистофель
Все это, братец, только так,
А ты поверил и размяк?
Фауст
О, помесь грязи и огня!
Мефистофель
Она, заметь, физьономистка
И раскумекала меня,
По-видимому, очень близко.
Ум плутовской давно смекнул,
Что хват я или Вельзевул.