Заголовок произведения может быть связан с его сюжетом различными способами. Например:
  1. Обозначать основную тему или проблему, которую исследует автор: “Преступление и наказание” (Ф. Достоевский), “Война и мир” (Л. Толстой).
  2. Отражать главный конфликт или противостояние персонажей: “Ромео и Джульетта” (У. Шекспир), “Отцы и дети” (И. Тургенев), "Красное и черное" Стендаль.
  3. Описывать ключевое событие или кульминацию сюжета: “Пробуждение” (Ч. Диккенс), “Убийство в Восточном экспрессе” (А. Кристи).
  4. Передавать общее настроение или атмосферу произведения: “Мертвые души” (Н. Гоголь), “Темные аллеи” (И. Бунин).
  5. Быть символическим и намекать на основную идею произведения: “Три сестры” (А. Чехов), “Старик и море” (Э. Хемингуэй), "Дикий помещик" (Салтыков-Щедрин), "Шпиль" Голдинг.
  6. Указывать на место действия, главных героев или исторический период, в котором происходит сюжет: "Севастопольские рассказы (Л.Толстой), “Мастер и Маргарита” (М. Булгаков), “Тихий Дон” (М. Шолохов).
Знаковые заголовки в зарубежной литературе
“Унесенные ветром” (М. Митчелл) - события разворачиваются в штате Джорджия во время Гражданской войны в США, людей уносит ветром.
“Повелитель мух” (У. Голдинг) - основная часть сюжета происходит на необитаемом острове, где есть свиньи и мухи
“1984” (Д. Оруэлл) - действие романа происходит в Лондоне, столице тоталитарного государства. в 1984 году, который для автора был далеким  будущим.
“На дороге” (Дж. Керуак) - роман описывает путешествие автостопом по США, начиная с Нью-Йорка и заканчивая Мексикой.
“О дивный новый мир” (О. Хаксли) - сюжет разворачивается в Лондоне будущего, выражается ироническое отношение к обществу потребления.
“Старик и море” (Э. Хемингуэй) - история происходит на кубинском побережье - и в море.
“Гроздья гнева” (Дж. Стейнбек) - семья фермеров путешествует по США во время Великой депрессии.
“Прощай, оружие” (Э. Хемингуэй) - события происходят на итальянском фронте во время Первой мировой войны.

Заголовок
В современном мире броский заголовок - залог коммерческого успеха. Но, разумеется, и громкие названия произведений прошлого до сих пор на слуху, например, "Жизнь есть сон" или "Недоросль". В таких случаях можно условно говорить о рекламе на века.

Заголовок

Гоголь
"Мертвые души"
Что значит "мертвые души"? Это метафора? Может быть, тут заложен спор с мертвыми стилями, со стилями и образами жизни, которые умертвляют искусство?
Гоголь
"Мертвые души"
Что значит "мертвые души"? Это метафора? Может быть, тут заложен спор с мертвыми стилями, со стилями и образами жизни, которые умертвляют искусство?
Как известно, пересмешник - иммитатор голосов других птиц. Как связан завет отца с сюжетом романа Харпер Ли? (Пересмешника по голосу можно принять за другую птицу, которой она подражает)
«Убить пересмешника – большой грех. Пересмешник – самая безобидная птица, он только поет нам на радость. Пересмешники не клюют ягоды в саду, не гнездятся в овинах, они только и делают, что поют для нас свои песни. Вот поэтому убить пересмешника – грех» . (Х.Ли. Убить пересмешника)
"Медный всадник" Пушкина. В чем смысл заглавия?
Что такое заголовок?
Точнее следует говорить о парадигме, которая структурирует элементы текстовой системы и моделирует художественное и историческое пространство как главная его деталь.
Так "Герой нашего времени" Лермонтова помимо всего прочего - отсылка к "бесславным" с точки зрения царя подлинным героям времени - декабристам, намек вполне очевидный - герой нашего времени - тот, кого хотят предать забвению. Печорин - не сам герой, но ищет героя. Кто он? Максим Максимович? Грушницкий? Вернер? Вулич? Пристально изучает общество - и никого не находит.
Часто она порождает метатекстовые конструкции и выходит за пределы первоначально указанного смысла, так в "Отцах и детях" Тургенева первоначально заголовок не содержал конфликта поколений - такая трактовка создалась вопреки воле автора, когда исследователи не заметили, что Базарову уже больше 30 лет, и он никак не может быть отнесен к поколению "детей". По задумке автора, яблочко от яблоньки не далеко падает: Аркадий весь в Николая Петровича, Евгений - продолжатель лекарского позитивизма и в какой-то мере нигилизма своего отца, Василия Базарова.
"Дикий помещик" Салтыкова-Щедрина
Проблема заголовка "Преступления и наказания" Достоевского в том, что оно крайне обманчиво, неполно и часто понималось юридически, ибо вышло из юридической работы И.Баккариа "О преступлениях и наказаниях". Там нет ничего абсурдного, в то время как по задумке Достоевского Раскольников абсурдный герой, он и наказывает себя сам, чтобы иметь право думать о счастье людей, которое он потерял. Разрушив плоть, потеряешь право быть духом - а плоть государства рушилась рабами и господами, самим институтом господства и рабства. Может быть, потому, что и весь тот предгрозовой русский мистицизм - эффектность покаяния, надежда на прощение - несмотря на тяготу преступления - делает революционеров романтическими страдальцами, чуть ли не святыми? Тогда о каком наказании может идти речь? Заголовок романа Пелевина 'Омон Ра' одновременно погружает нас и в древность, и в современность - через омофоны Амон и ОМОН. Современные омоновцы и древний Амон Ра задают читателю задачу их ассоциативно-логического соединения, причудливо переплетаясь и в самом тексте, словно автор решал задачу, что же ему в слове ОМОН почудилось и как это связано с исчезновением цивилизаций. Заголовок романа 'Жизнь насекомых' Пелевина отсылает одновременно к 'Ламарку' Мандельштама, к Чапеку и Чуковскому, к петербургской школе постмодернизма, где последователи Кафки писали многочисленные рассказы и эссе о клопах, мухах и тараканах, которые, имея способности к суждению, исследовали большое человеческое пространство формалистским методом 'остранения'. Данные автометафоры можно расшифровывать как доведенную до абсурда принадлежность типу маленького человека, как трагическую мелочность и драматический бытовизм.
Есть заголовки, которые теряют свою часть, так случилось с заголовком поэмы Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Царя и опричника заголовок потерял, мы запоминаем это произведение как "Песню про купца Калашникова".
Задание 1. В чем смысл заглавия романа "Война и мир"?
Задание 2. Почему повесть Пушкина названа не "Маша Миронова", а "Капитанская дочка"?
Задание 3. "Тихий Дон" у Шолохова ирония, оксюморон, эпитет или гипербола?
Задание 4. Объясните игру автора с первоначальным заглавием произведения 'Священная книга оборотня'. Почему у читателя складывается ощущение, что автор невинен и не замешан в употреблении в этом заголовке нецензурной лексики?
Задание 5. Как в романе Сорокина 'Лед' твердое состояние воды становится метафорой мертвой души и символом запланированного на уровне семантики недопонимания, взятого у Л. Кэрролла:
'- Я Вор.
- Чего? - непонимающе смотрела она. - В законе?
- Ты не поняла, Диар. Я не вор, а Вор.
- Обычный?
- Нет, - засмеялся он. - Вэ, о, эр - три буквы. Это мое имя. Воровством я никогда не занимался'.
Задание 6. Какие ассоциации вызывает название рассказа Э.По 'Колодец и маятник'? Почему название пыток часто связано с обыденными вещами, созданными человеком? Как принцип колодца работает в стихотворении Э.По "Ворон"? Прокомментируйте по количеству криков ворона сжимание стен колодца души лирического героя.

В чем смысл заглавия "Собачье сердце"?
Впервые увидев название повести «Собачье сердце», невозможно избавиться от ассоциации с доброй историей. Ведь «собачье сердце» - сердце милого, доброго, ласкового и преданного существа. Оно расположено и к сочувствию, и к любви. Но, сделав такое название, обещающее доброе повествование, автор ловит читателя. Здесь же, в этой повести, идет рассказ о полной противоположности.
Мнение читателя, что у Шарикова «собачье сердце», является ошибочным. Сам профессор Преображенский, создавший личность, к своему сожалению делает вывод, что «новый» человек более не хранит в себе невинное «собачье сердце»: «Сообразите, что весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!». Своим выводом профессор оскорбляет не только Шарикова, но и все человечество: иметь человеческое сердце, способное на прискорбные вещи, хуже, чем собачье или любое другое.
Превращение Шарика в человека происходит постепенно: отвалился хвост, встал на задние лапы, опала шерсть. Далее, рассуждая логически, должна появится человеческая речь, но Шариков продолжает лаять и лаять. «И вылетал с лаем встречать его в передней», «пёс отчётливо пролаял а б-ыр», «счастливо лает «абыр»» - первое слово и то пролаял. Нет слов, Шариков лает. Казалось бы, несовместимы вещи лай и человек, но нет в Полиграфе Полиграфовиче остается собачья повадка. Вместо того, чтобы разговаривать по-человечески, вежливо и рассудительно, он неуважительно и пренебрежительно раскидывается словами. Лай – способ общения собак и необязательно, что они ругаются на всех и каждого, нет. Шариков же лает, то есть лается. Как две соседки лаются друг на друга так Шариков лает на других. Здесь Булгаков подразумевает под словом «лай» - брань. Шариков ругается, бранится и вовсе не разговаривает, не зря Булгаков использует этот глагол: «Разве я просил мне операцию делать? – человек возмущённо лаял», «Я не господин, господа все в Париже! – отлаял Шариков».
Полиграф Полиграфович подобен Акакию Акакьевичу из «Шинели» Гоголя: оба жалкие, но одного мы осуждаем за его жизнь, а другого жалеем; даже история их имен одинакова, связана с календарем. Герой «Собачьего сердца», Шариков, выбрал имя по календарю: «По календарю искали – какое тебе, говорят? Я и выбрал». А Герой «Шинели», Акакий Акакьевич, был назван так из-за календаря, что не предложил матери достойных имен. Булгаков использует реминисценцию.
Булгаков за основу своего героя, профессора Преображенского, берет Собакевича из «Мертвых душ» Гоголя. Стиль жизни Преображенского – стиль жизни Собакевича. Преображенский ругает советскую власть – Собакевич бранит власть. Собакевич лает на подлых и лживых людей, не зря Гоголь использует звучную фамилию «Собакевич», которая говорит сама за себя – этот помещик молчать не будет, если он недоволен, то об этом будет знать весь мир. «Мошенник!», «Первый разбойник в мире!», «И лицо разбойничье!» - смело лает Собакевич в отличие от Манилова, подлизывающегося ко всем. Булгаков использует аллюзию – расстановка в квартире Преображенского похожа на дом Собакевича. «Посреди комнаты – тяжёлый, как гробница, стол» - стол Преображенского уж очень похож на стол Собакевича, чье лицо «рубили со всего плеча», как и всю его мебель.
Эксперимент профессора – это возможность продлить молодость человеку, конечно, в случае удачного исхода. Стремление к молодости всегда заботило человека. Медицина развивается с каждым днем, она в поисках секрета вечной молодости, пытается найти то молодильное яблочко, способное вернуть «лучшие годы». В «Собачьем сердце» Булгаков поднимает и эту тему. И то, что собака вдруг стала похожа на человек, - прогресс, но огромное разочарование постигло профессора. Изменив доброе существо, он уничтожил его добрые качества. И не может быть, что изменения внешности либо другие изменения в организме не повлияют на саму личность.
(Совместно с учениками)
Made on
Tilda