Рыцарский роман и его продолжение в приключенческой литературе
Куртуазный роман
"В дорогу выезжают герои средневековых рыцарских романов, и часто все события романа совершаются или на дороге, или сконцентрированы вокруг дороги (расположены по обе стороны ее). А в таком романе, как «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха, реальная путь-дорога героя в Монсальват нечувствительно переходит в метафору дороги, жизненный путь, путь души, то приближающий к Богу, то удаляющий от него (в зависимости от ошибок, падений героя, от событий, встречающихся на его реальном пути)" (М.Бахтин).
Вечный образ рыцаря - Парцифаль - нашел свое продолжение в приключенческой литературе. Мифология и христианский мистицизм положили начало многочисленным повествованиям о Парцифале и его литературных перевоплощениях.
Условно это две сюжетные линии:
  • первая — история превращения "естественного человека" Персиваля, воспитанного в лесном уединении, в рыцаря. То есть бильдунгсроман. В дальнейшем этот образ перевоплотит Байрон в поэме Дон-Жуан.
  • вторая — история поисков Грааля — загадочного артефакта, хранящегося в таинственном замке, с владетеля которого Персивалю суждено снять заклятие, тяготеющее над ним. Это собственно рыцарский роман.


Задание 1. Вам даны несколько мотивов: рыцарь отправляется в, как он понимает, небольшое путешествие, которое было для него обыденным, рыцарю скучно; на пути его встречается дракон, рыцарь зол, но еще не готов принять бой, высшие силы дают знак, что здесь все непросто, и рыцарь понимает, что истинная цель его путешествия никак не совпадает той мелкой с задачей, для решения которой он оправился путь, и путь оказывается намного длиннее, а улыбка прекрасной дамы в итоге будет намного приветливее, чем он мог бы предположить в самых смелых мечтах. Антимодель реальности выстраивается, выравнивается и превращается в идеальную модель. В каких книгах есть что-то знакомое?
Составьте из этих мотивов сюжет современного киносценария. Можно остаться в древности:
В некоем особняке жил мальчик. Предки его, многочисленные портреты которых висели на стенах замка, были страстными охотниками, отец и дед брали мальчика с собой, где научили его всем хитростям охоты. Но страсть к охоте не передалась мальчику. А когда его родители умерли, он стал, используя свои знания, спасать животных, лечить раненых зверей. И вот однажды…
Задание 2. Докажите, что «Капитанская дочка» Пушкина создана по такому же сценарию: герой отправляется из дома с одной заурядной целью, но некий явленный в лубочных картинках знак на стене капитана Миронова – «взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота» указывает на то, что цель его путешествия совсем другая. Кто здесь дракон? Кто здесь прекрасная дама? Можно ли было герою свернуть со своего пути и избежать насильственной смерти, каковая всегда бывает с отступниками от своего подлинного предназначения?
Задание 3. Докажите, что истинная цель Чичикова в его путешествии была все-таки не приобретение мертвых душ. Какие знаки ему на это указывали и где путь его мог резко измениться (друг, компаньон, жених)?
Задание 4. Найдите черты рыцарского романа в «Ревизоре» Гоголя. Какова была первоначальная цель путешествия Хлестакова? Какие знаки указали читателю, что цель эта изменится? Какова истинная, с точки зрения автора, цель пребывания Хлестакова в губернском городе? Осознал ли Хлестаков ее?
Задание 5. У Виктора Пелевина в романе «Генератор «П» после активации предназначенья Вавилен находит три предмета-знака – пустую пачку от «Парламента», кубинскую монетку с изображением Че Гевары и точилку для карандашей в форме телевизора с глазом на экране. Проследите, как эти знаки помогли ему приблизиться к цели, которая в то время была им еще не осознана, и обоснуйте цену приза, ведь в результате он получает прекрасную даму – богиню дождя, распри и звезды – шумерскую Инанну - Иштар. Есть ли у героя вероятность сойти с пути и чем она чревата?
продолжение рыцарского куртуазного романа в поэзии 20 века.
Контакты
WhatsApp
Skype
Mail
Phone
Made on
Tilda