Рыцарский роман и его продолжение в приключенческой литературе
Куртуазный роман, авантюрный роман, приключенческий, а также легенды о настоящих рыцарях.
"В дорогу выезжают герои средневековых рыцарских романов, и часто все события романа совершаются или на дороге, или сконцентрированы вокруг дороги (расположены по обе стороны ее). А в таком романе, как «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха, реальная путь-дорога героя в Монсальват нечувствительно переходит в метафору дороги, жизненный путь, путь души, то приближающий к Богу, то удаляющий от него (в зависимости от ошибок, падений героя, от событий, встречающихся на его реальном пути)" (М.Бахтин).
Вечный образ рыцаря - Парцифаль - нашел свое продолжение в приключенческой литературе. Мифология и христианский мистицизм положили начало многочисленным повествованиям о Парцифале и его литературных перевоплощениях.
Условно это две сюжетные линии:
  • первая — история превращения "естественного человека" Перциваля, воспитанного в лесном уединении, в рыцаря. То есть бильдунгсроман. В дальнейшем этот образ перевоплотит Байрон в поэме Дон-Жуан.
  • вторая — история поисков Грааля — загадочного артефакта, хранящегося в таинственном замке, с владетеля которого Перцивалю суждено снять заклятие, тяготеющее над ним. Это собственно рыцарский роман.
  • третья - в детской литературе это герои, которые выручают, борются за справедливость.


Задание 1. Вам даны несколько мотивов: рыцарь отправляется в, как он понимает, небольшое путешествие, которое было для него обыденным, рыцарю скучно; на пути его встречается дракон, рыцарь зол, но еще не готов принять бой, высшие силы дают знак, что здесь все непросто, и рыцарь понимает, что истинная цель его путешествия никак не совпадает той мелкой с задачей, для решения которой он оправился путь, и путь оказывается намного длиннее, а улыбка прекрасной дамы в итоге будет намного приветливее, чем он мог бы предположить в самых смелых мечтах. Антимодель реальности выстраивается, выравнивается и превращается в идеальную модель. В каких книгах есть что-то знакомое?
Составьте из этих мотивов сюжет современного киносценария. Можно остаться в древности:
В некоем особняке жил мальчик. Предки его, многочисленные портреты которых висели на стенах замка, были страстными охотниками, отец и дед брали мальчика с собой, где научили его всем хитростям охоты. Но страсть к охоте не передалась мальчику. А когда его родители умерли, он стал, используя свои знания, спасать животных, лечить раненых зверей. И вот однажды…
Задание 2. Докажите, что «Капитанская дочка» Пушкина создана по такому же сценарию: герой отправляется из дома с одной заурядной целью, но некий явленный в лубочных картинках знак на стене капитана Миронова – «взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота» указывает на то, что цель его путешествия совсем другая. Кто здесь дракон? Кто здесь прекрасная дама? Можно ли было герою свернуть со своего пути и избежать насильственной смерти, каковая всегда бывает с отступниками от своего подлинного предназначения?
Задание 3. Докажите, что истинная цель Чичикова в его путешествии была все-таки не приобретение мертвых душ. Какие знаки ему на это указывали и где путь его мог резко измениться (друг, компаньон, жених)?
Задание 4. Найдите черты рыцарского романа в «Ревизоре» Гоголя. Какова была первоначальная цель путешествия Хлестакова? Какие знаки указали читателю, что цель эта изменится? Какова истинная, с точки зрения автора, цель пребывания Хлестакова в губернском городе? Осознал ли Хлестаков ее?
Задание 5. У Виктора Пелевина в романе «Генератор «П» после активации предназначенья Вавилен находит три предмета-знака – пустую пачку от «Парламента», кубинскую монетку с изображением Че Гевары и точилку для карандашей в форме телевизора с глазом на экране. Проследите, как эти знаки помогли ему приблизиться к цели, которая в то время была им еще не осознана, и обоснуйте цену приза, ведь в результате он получает прекрасную даму – богиню дождя, распри и звезды – шумерскую Инанну - Иштар. Есть ли у героя вероятность сойти с пути и чем она чревата?
продолжение рыцарского куртуазного романа в поэзии 20 века.
Лотман и Татьяна: несостыковка во времени.
Игра с временем любимая у Пушкина. То царица ненавидит царевну, поскольку не хочет признать и принять свой возраст, то царь Дадон сходит с ума по молодой враждебной русскому духу силе в виде шамаханской царицы.
Почему Пушкин в 1824 году определил возраст Татьяны Лариной - 17 лет, а в романе - последняя воля автора - ей 13? Как это связано с выводом Лотмана о принципе противоречий в романе? Просто из сатиры нужно было сделать роман в стихах, от иронии, свойственной Байрону, отказаться. Одно дело, письмо Татьяны пишет 13-летняя несмышленая девочка и другое - 17-летняя. В последнем случае смешно, в первом - мило. Одно дело Онегин отказывает 17-летней, другое- 13-летней девочке. В последнем случае это действительно благородно.
А вот противоречие, замеченное самим Лотманом - Татьяна (русская душою) и "выражалася с трудом на языке своем родном" - тотально только для лингвистов. Исследователи с другим методом репрезентации знают, что настоящая русская душа страдать может на всех языках и во всех странах мира пребывая. Просто лингвисты связывают лексемы и грамматику с душой, а остальные не очень. Есть возможность языковых и пространственных размышлений. Но все это уже было заложено в рыцарском романе: рыцарь должен любить девушку, защищать девочку.

Организация пространства и времени в легендах и романах о рыцарях - старых и новых. В стране Легенд. Томас Лермонт

Философия пространства и времени на примере легенд.
Квиз для любознательных и вдумчивых
Контакты
Skype
Mail
Phone
WhatsApp