Автопортрет в художественном произведении.

Печорин - частично автопортрет Лермонтова. Этот феномен интересен тем, что через характер и поступки Печорина Лермонтов раскрывает не только особенности своего поколения, но и некоторые аспекты собственной личности.
Между Печориным и Лермонтовым можно найти некоторые черты сходства. Оба героя обладают сложным характером, склонны к рефлексии и имеют глубокий внутренний мир. Они дерзки, высокомерны и язвительны, не переносят лицемерия и заискивания, ситуаций, когда кто-то бросается высокопарными словами и декламирует глупые суждения.
Кроме того, Лермонтов наделил Печорина некоторыми биографическими чертами. Например, оба героя участвовали в дуэлях, путешествовали на Кавказ и сталкивались с непониманием и отчуждением со стороны общества - они даже сюртук носят одинаково- застегнутым на нижнюю пуговицу, они богаты..
Однако важно помнить, что Печорин — это не просто копия Лермонтова, а сложный литературный образ, который имеет свои уникальные черты и особенности. Лермонтов создал Печорина как представителя своего времени, носителя пороков и противоречий молодого поколения.
В романе «Герой нашего времени» Лермонтов проводит тонкую границу между автором и героем, но при этом чувствуется их необычайная близость. Печорин близок Лермонтову, как, пожалуй, ни один герой не близок своему автору. В них много общего: внешняя холодность и безразличность, сочетающаяся с внутренней решимостью; огромный творческий потенциал
Автопортрет в тексте - визуализированная правда о себе самом. Автор превращается в персонажа и через серию антиэффектов мы видим его самокритичность, его исповедальную правду. Или, напротив, гордость своей внешностью.
М.М.Бахтин писал: «Конечно, автор как момент художественного произведения никогда не совпадает с героем, их двое, но между ними нет принципиальной противоставленности, их ценностные контексты однородны, носитель единства жизни — герой и носитель единства формы — автор принадлежат одному ценностному миру».
Авторы используют автопортрет, изображают себя в следующих произведениях:
  1. “Портрет Дориана Грея” Оскар Уайльд
  2. "Герой нашего времени" Михаил Лермонтов
  3. "Человек в футляре" Антон Чехов
  4. "Исповедь". Лев Толстой
  5. "Облако в штанах" В.Маяковский (У меня в душе ни одного седого волоса, и старческой нежности нет в ней! Мир огромив мощью голоса, идукрасивый, двадцатидвухлетний")
  6. «В цирке». М.А.Волошинн
  7. “Человек-невидимка” Ральф Эллисон
  8. Портрет художника в юности” Джеймс Джойс
  9. “ Двадцать восемь центов за то, что я уже немолод”. Ричард Бротиган. "... мне заплатили двенадцать с половиной долларов, но вычли двадцать восемь центов за то, что я уже немолод, и домой я пошел один".
  10. “В поисках утраченного времени”. Марсель Пруст
  11. “Посторонний”. Альбер Камю
  12. “Так говорил Заратустра”. Фридрих Ницше. Автор рассуждает о природе вещей, сверхчеловеке и последнем человеке через мысли Заратустры
  13. “Доктор Живаго”. Борис Пастернак
  14. “Лолита”. Владимир Набоков
  15. “Прощай, оружие!”. Эрнест Хемингуэй
  16. “На маяк”. Вирджиния Вульф
  17. “Бесплодная земля”. Т.С. Элиот
  18. “Сто лет одиночества”. Габриэль Гарсиа Маркес
  19. “Маятник Фуко” . Умберто Эко
  20. "Мадам Бовари". Флобер
Пишите ol-olga@yandex.ru

Оксюморон в русской литературе как ирония и самоирония


Оксюморон — это стилистический приём, который заключается в сочетании слов с противоположным значением. Этот приём позволяет создать яркий образ, выразить противоречивость явлений и состояний, а также служит средством иронии и самоиронии. В русской литературе оксюмороны часто используются для раскрытия сложности и многогранности человеческих чувств, отношений и жизненных ситуаций.
Функции оксюморонов в литературе
Оксюмороны выполняют несколько функций в литературном тексте:
  1. Создание яркого образа, который запоминается читателю и вызывает у него эмоциональный отклик.
  2. Выражение противоречивости явлений и состояний, которые не могут быть описаны однозначно.
  3. Средство иронии, когда автор использует оксюморон для того, чтобы подчеркнуть несоответствие между ожидаемым и реальным.
  4. Инструмент самоиронии, когда персонаж или автор использует оксюморон для того, чтобы показать свою слабость, глупость или несовершенство.



Оксюморонные образы в русской литературе
Примеры использования оксюморонов в русской литературе
В русской литературе можно найти множество примеров использования оксюморонов. Вот некоторые из них:
  • «Мёртвые души» Н. В. Гоголя — оксюморон «мёртвые души» используется для обозначения крестьян, которые юридически существуют, но фактически не участвуют в жизни общества. Этот оксюморон служит средством иронии и позволяет автору раскрыть абсурдность и порочность крепостного строя.
  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — оксюморон «преступление и наказание» используется для обозначения неразрывной связи между преступлением и его последствиями. Этот оксюморон позволяет автору показать сложность и противоречивость внутреннего мира Родиона Раскольникова.
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого — оксюморон «война и мир» используется для обозначения противоположности между войной и миром, между разрушением и созиданием. Этот оксюморон позволяет автору раскрыть философские идеи о смысле жизни, любви и долге.

✔️ Александр Сергеевич Пушкин
Один из самых известных оксюморонов Пушкина - “пышное увядание природы”. Этот образ присутствует в стихотворении “Осень”, где поэт описывает красоту осени, сочетающую в себе яркость и увядание. Другой пример - стихотворение “Я вас любил”, где Пушкин говорит о своей любви к женщине без надежды на взаимность. Это сочетание страсти и смирения создает яркий образ, который стал одним из самых узнаваемых в русской поэзии.

✔️ Антон Павлович Чехов
Чехов известен своими короткими рассказами, которые часто содержат элементы оксюморона. Один из самых ярких примеров - рассказ “Смерть чиновника”, где главный герой умирает от страха перед начальником, которого он случайно обидел. Этот образ подчеркивает абсурдность ситуации и показывает, насколько человек может быть смешон в своем страхе перед властью.

✔️ В романе Виктора Пелевина “S.N.U.F.F.” оксюмороничны образы дивных городов, где технологии сочетаются с архаичными формами власти и общества.

✔️ Роман Сергея Лукьяненко “Квази”, где автор сочетает жизнь и смерть в образе кваzи, создавая уникальный мир, полный парадоксов и противоречий.
Эти примеры показывают, что оксюмороны могут использоваться в литературе для достижения различных художественных эффектов. Они позволяют авторам создавать яркие образы, выражать противоречивость явлений и состояний, а также служить средством иронии и самоиронии.
Заключение
Таким образом, оксюморон является важным стилистическим приёмом в русской литературе. Он позволяет авторам создавать сложные и многогранные образы, выражать противоречивость жизни и служить средством иронии и самоиронии. Использование оксюморонов делает литературный текст более выразительным и запоминающимся.

Мариенгофу
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!
С.Есенин

В стихотворении "Я последний поэт деревни" три основных приема: автопортрет, аллюзия и оксюморон.
Автопортрет. Обращали ли вы внимание на то, что никогда при изучении этого стихотворения никто не останавливался на образе самого поэта: "Догорит золотистым пламенем/ Из телесного воска свеча". А почему? Так ли уж не видно, что у Есенина золотая голова и горит она, как огонек свечки телесной? Или это не Есенин, а какой-то неконкретный лирический герой, как у Маяковского гипербореец "Владимир Маяковский"? Ну, там конструкции вместо стилей в это время уже набирали оборот, а тут конструкция в рамках стиля, и мостик не Бруклинский, но деревянный. Да, еще 5 лет до смерти, рановато, неактуальный автопортрет - или неувиденный, незамеченный прием? Березы кадят, они лампадки, он - свечка. Это не реквием, а молитва-реквием. Или молитва - это за пределами воспитания старой школы. Впрочем, и в новой ничего не изменилось.
Аллюзия. Железный гость - каменный гость, жатка, рука, десница, черная горсть. Шаги командора, не сам ли ты его позвал? Не радовался ли приходу революции и индустриализации? Понятно, в советстких учебниках этого не могло бы появиться, но сейчас, сейчас, когда все вслед за Пушкиным, когда по его следам и в Оренбург и в Питер? Но все ведь меняется, это молитва-покаяние. Сами позвали железного гостя и можно ли искупить его существование? А дальше уже будет черный человек с тем же результатом.
И оксюморон жизни и смерти - "Панихидный справляя пляс". А что ветру еще делать на пустом поле? А дальше уже Николай Мельников - и "Поставьте памятник деревне" без всяких оксюморонов, уже не во что играть:
И два горшка на частоколе,
И пядь невспаханной земли,
Как символ брошенного поля,
Давно лежащего в пыли...
Перспектива посмертного бытия после пожатия железной десницы-жатки...

Впервые увидев название повести «Собачье сердце», невозможно избавиться от ассоциации с доброй историей. Ведь «собачье сердце» - сердце милого, доброго, ласкового и преданного существа. Оно расположено и к сочувствию, и к любви. Но, сделав такое название, обещающее доброе повествование, автор ловит читателя. Здесь же, в этой повести, идет рассказ о полной противоположности.
Мнение читателя, что у Шарикова «собачье сердце», является ошибочным. Сам профессор Преображенский, создавший личность, к своему сожалению делает вывод, что «новый» человек более не хранит в себе невинное «собачье сердце»: «Сообразите, что весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!». Своим выводом профессор оскорбляет не только Шарикова, но и все человечество: иметь человеческое сердце, способное на прискорбные вещи, хуже, чем собачье или любое другое.
Превращение Шарика в человека происходит постепенно: отвалился хвост, встал на задние лапы, опала шерсть. Далее, рассуждая логически, должна появится человеческая речь, но Шариков продолжает лаять и лаять. «И вылетал с лаем встречать его в передней», «пёс отчётливо пролаял а б-ыр», «счастливо лает «абыр»» - первое слово и то пролаял. Нет слов, Шариков лает. Казалось бы, несовместимы вещи лай и человек, но нет в Полиграфе Полиграфовиче остается собачья повадка. Вместо того, чтобы разговаривать по-человечески, вежливо и рассудительно, он неуважительно и пренебрежительно раскидывается словами. Лай – способ общения собак и необязательно, что они ругаются на всех и каждого, нет. Шариков же лает, то есть лается. Как две соседки лаются друг на друга так Шариков лает на других. Здесь Булгаков подразумевает под словом «лай» - брань. Шариков ругается, бранится и вовсе не разговаривает, не зря Булгаков использует этот глагол: «Разве я просил мне операцию делать? – человек возмущённо лаял», «Я не господин, господа все в Париже! – отлаял Шариков».
Полиграф Полиграфович подобен Акакию Акакьевичу из «Шинели» Гоголя: оба жалкие, но одного мы осуждаем за его жизнь, а другого жалеем; даже история их имен одинакова, связана с календарем. Герой «Собачьего сердца», Шариков, выбрал имя по календарю: «По календарю искали – какое тебе, говорят? Я и выбрал». А Герой «Шинели», Акакий Акакьевич, был назван так из-за календаря, что не предложил матери достойных имен. Булгаков использует реминисценцию.
Булгаков за основу своего героя, профессора Преображенского, берет и себя - свой автопортрет, и Собакевича из «Мертвых душ» Гоголя. Стиль жизни Преображенского – стиль жизни Собакевича. Преображенский ругает советскую власть – Собакевич бранит власть. Собакевич лает на подлых и лживых людей, не зря Гоголь использует звучную фамилию «Собакевич», которая говорит сама за себя – этот помещик молчать не будет, если он недоволен, то об этом будет знать весь мир. «Мошенник!», «Первый разбойник в мире!», «И лицо разбойничье!» - смело лает Собакевич в отличие от Манилова, подлизывающегося ко всем. Булгаков использует аллюзию – расстановка в квартире Преображенского похожа на дом Собакевича. «Посреди комнаты – тяжёлый, как гробница, стол» - стол Преображенского уж очень похож на стол Собакевича, чье лицо «рубили со всего плеча», как и всю его мебель.
Эксперимент профессора – это возможность продлить молодость человеку, конечно, в случае удачного исхода. Стремление к молодости всегда заботило человека. Медицина развивается с каждым днем, она в поисках секрета вечной молодости, пытается найти то молодильное яблочко, способное вернуть «лучшие годы». В «Собачьем сердце» Булгаков поднимает и эту тему. И то, что собака вдруг стала похожа на человек, - прогресс, но огромное разочарование постигло профессора. Изменив доброе существо, он уничтожил его добрые качества. И не может быть, что изменения внешности либо другие изменения в организме не повлияют на саму личность.
(Совместно с учениками)
Как вы считаете, что будет наиболее востребованным в литературе
Я голосую за автопортрет, а вы?