Архетип - это древний, архаичный праобраз, устойчивое поэтическое явление, которое на протяжении многих веков дает модель поведения, а также пищу для размышлений писателям и философам. Высшее женское существо - мать, прародительница, богородица, вечная женственность и гностическая София - принадлежат, по сути, одному базовому архетипу. Небо и идеализм, Луна и изменчивость, Земля и реализм имеют один архетипический корень. Наташа Ростова и душа танца, Николай Ростов и воин Наполеон герой и антигерой - вот на чем выстраивает систему архетипов Лев Толстой.
Согласно К.Г. Юнгу, архетипы – это первичные схемы образов, воспроизводимые бессознательно и формирующие активность воображения, а потому выявляющиеся в мифах и верованиях, в произведениях литературы и искусства, снах, фантазиях. Однако архетипы – это не сами образы, а праобразы, схемы образов, их психологические предпосылки, их возможность.
Архетипы, как описывает Карл Юнг, представляют собой универсальные, коллективные образы, которые существуют в бессознательном человеческой психики. Эти образы имеют свою историю и своеобразные функции, и их проявления можно наблюдать в мифах, сказках и религиях различных культур. Рассмотрим наиболее значимые архетипы, о которых вы упомянули, более подробно.
1. Анима и Анимус
Анима — это женский аспект в мужской психике, который отражает идеализированные черты женственности, такие как забота, интуиция и эмоциональная чувственность. Анимус, в свою очередь, — это мужская часть в женской психике, символизирующая такие качества, как разум, логика и активность. Юнг утверждал, что эти архетипы помогают людям понимать и интегрировать свои внутренние противоположности, что ведет к более полноценному самосознанию. «Анима» для мужчин и «анимус» для женщин воплощают бессознательное начало личности, выраженное в образе противоположного пола, а «мудрый старик» («старуха») — высший духовный синтез, гармонизирующий в старости сознательную и бессознательную сферы души.
2. Тень
Архетип тени находит свое отражение в тех аспектах личности, которые индивид считает неприемлемыми или негативными и, следовательно, подавляет. Это может включать в себя агрессию, зависть или менее благородные побуждения. Признание тени и интеграция её в сознание может привести к более глубокому пониманию себя и, в конечном итоге, к психическому здоровью. «Тень» — это оставшаяся за порогом сознания бессознательная часть личности, которая может выглядеть и как демонический двойник.
3. Самость
Самость представляет собой архетип целостности личности, внутреннего Я, которое формируется по мере преодоления различных конфликтов. Этот архетип символизирует процесс индивидуации, то есть становление человека уникальным индивидуумом, который осознает как свои сильные, так и слабые стороны. Самость ведет человека к пониманию своего места в мире и помогает достигать гармонии между различными аспектами своей сущности.
4. Архетипы дитяти, матери, мудрого старца и старухи
Эти архетипы также играют важную роль в психологии Юнга.
Дитя символизирует невинность, новые начала и потенциал для роста.
Мать представляет заботу, эмоциональную поддержку и защиту, выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию. «Дитя» символизирует начало пробуждения индивидуального сознания из стихии коллективно-бессознательного (но и связь с изначальной бессознательной недифференцированностью, а также «антиципацию» смерти и нового рождения).
Мудрый старец или старуха олицетворяет мудрость, опыт и руководство, предоставляя интуитивные наводки и советы.
Все эти архетипы взаимодействуют друг с другом и помогают формировать не только личность индивида, но и его отношения к окружающему миру. Юнговская психология подчеркивает, насколько важно осознавать и принимать эти архетипы — ведь их игнорирование может приводить к внутренним конфликтам и психологическим трудностям. Понимание этих глубинных аспектов может быть краеугольным камнем в процессе самопознания и личностного роста.
Это своеобразный художественный фонд литературных сюжетов и философских споров. Споры в таком случае также вечны, как вечны и сюжеты. Так архетип – собака- друг есть у М.Метерлинка в «Синей птице», и у Булгакова в «Собачьем сердце», и у Чехова в «Каштанке».
Архетип Азазель – это демон, давший мужчинам оружие, а женщинам – косметику, зеркала. Азазелло приносит Маргарите крем, который делает ее ведьмой, возможно, он также одной из цариц подарил зеркало, и она стала ведьмой, но потом его разбила, поняв, что вечная красота невозможна. Но вот опять-таки в "Собачьем сердце" продление молодости и вечная красота искушают, и Шариков - изделие и чудо не профессора, а Азазелло. Хотел всего лишь приживаемость проверить, а создал человека новой формации. Азазелло тут присутствует, но не так явно, как в МиМ. И не так ноуменально, как в "Азазели" Акунина.
В современном менеджменте архетипы используются для рекламы. Герой, наивный, шут, правитель - все это помогает анализировать, классифицировать потенциальную аудиторию и привлекать клиентов.
Задание 1. Прокомментируйте архетип друзья-враги: Гринев-Пугачев, Тимур – Квакин.
Архетип "доктор" в значении поэзии и любви после "Фауста" Гете использовали Чехов, Пастернак, Булгаков, Мейсон.