Архетип
Творческая мастерская
Погрузитесь в мир архетипов
  • -1-
    Глубокое понимание архетипа
    Мы поможем вам разобраться в сложных понятиях и их функционировании в литературе.
    Распаковка архетипа в метамодернизме.
  • -2-
    Анализ на примерах
    Проанализируем архетипы на примере классических произведений русской литературы.
    Создадим собственные произведения, используя архетипы
  • -3-
    Осмысление архетипа философами, литературоведами и фантастами
    Изучим трактовки понятия от русских мыслителей и учёных.
  • -4-
    Разъяснение особенности архетипа в стихах Бальмонта, Бунина и Блока
    Поймём, как архетип проявляется в поэзии Серебряного века.
Архетипы
  1. Иван-дурак: этот образ символизирует народного героя, который благодаря своему уму и смекалке побеждает злые силы и получает заслуженную награду.
  2. Татьяна Ларина из “Евгения Онегина” Александра Пушкина: в образе Татьяны Пушкин представил архетип “вечной девы”, которая является олицетворением чистоты, скромности и целомудрия.
  3. Тарас Бульба из одноименной повести Николая Гоголя: Тарас Бульба представляет собой архетипический образ казака, который является воплощением мужества, чести и верности товариществу.
  4. Родион Раскольников из романа “Преступление и наказание” Федора Достоевского: Раскольников воплощает собой архетип философа-бунтаря, который ставит на себе социальный эксперимент, пытаясь преодолеть общественные нормы и нравственные законы, но в итоге понимает тщетность своих попыток.
  5. Анна Каренина из одноименного романа Льва Толстого: Анна Каренина - это архетипичный образ женщины, которая находится в поисках себя и своего места в жизни, но в ее жизни господствуют антимодели поведения, что приводит её к трагическому концу.
  6. Наташа Ростова из “Войны и мира” Льва Толстого: Наташа Ростова олицетворяет архетип девочки-девушки-женщины, которая проходит через нежную дружбу, любовь, измену, взрослеет и обретает мудрость.
  7. Илья Муромец из русских былин: Илья Муромец - это воплощение архетипа богатыря, защитника земли русской, олицетворяющего силу, мужество и благородство, антимодель поведения- Соловей-разбойник.
  8. Кащей Бессмертный из русских сказок: Кащей является архетипом злого колдуна, который стремится захватить мир, однако всегда оказывается побежденным положительными героями, антимодель проигрывает положительной модели.
  9. Раскольников вместе с Гегелем делит людей на два архетипа - рабов и господ. Из этого природного разделения он создает теорию о необходимости "право имеющих" становиться злодеями и убивать, если им не дают возможности осчастливить человечество. Также Достоевский находит промежуточный архетип между рабами и господами - вошь. Она пьет кровь и в то же время мелкая.
  10. Бунин продолжает архетип процентщицы- делового человека - в "Темных аллеях" (образ Надежды). На должности станционного смотрителя, оказывается, можно богатеть, если иметь деловую хватку.
Архетип - это древний, архаичный праобраз, устойчивое поэтическое явление, которое на протяжении многих веков дает модель поведения, а также пищу для размышлений писателям и философам. Высшее женское существо - мать, прародительница, богородица, вечная женственность и гностическая София - принадлежат, по сути, одному базовому архетипу. Небо и идеализм, Луна и изменчивость, Земля и реализм имеют один архетипический корень. Наташа Ростова и душа танца, Николай Ростов и воин Наполеон герой и антигерой - вот на чем выстраивает систему архетипов Лев Толстой.
Согласно К.Г. Юнгу, архетипы – это первичные схемы образов, воспроизводимые бессознательно и формирующие активность воображения, а потому выявляющиеся в мифах и верованиях, в произведениях литературы и искусства, снах, фантазиях. Однако архетипы – это не сами образы, а праобразы, схемы образов, их психологические предпосылки, их возможность.
Архетипы, как описывает Карл Юнг, представляют собой универсальные, коллективные образы, которые существуют в бессознательном человеческой психики. Эти образы имеют свою историю и своеобразные функции, и их проявления можно наблюдать в мифах, сказках и религиях различных культур. Рассмотрим наиболее значимые архетипы, о которых вы упомянули, более подробно.

1. Анима и Анимус
Анима — это женский аспект в мужской психике, который отражает идеализированные черты женственности, такие как забота, интуиция и эмоциональная чувственность. Анимус, в свою очередь, — это мужская часть в женской психике, символизирующая такие качества, как разум, логика и активность. Юнг утверждал, что эти архетипы помогают людям понимать и интегрировать свои внутренние противоположности, что ведет к более полноценному самосознанию. «Анима» для мужчин и «анимус» для женщин воплощают бессознательное начало личности, выраженное в образе противоположного пола, а «мудрый старик» («старуха») — высший духовный синтез, гармонизирующий в старости сознательную и бессознательную сферы души.

2. Тень
Архетип тени находит свое отражение в тех аспектах личности, которые индивид считает неприемлемыми или негативными и, следовательно, подавляет. Это может включать в себя агрессию, зависть или менее благородные побуждения. Признание тени и интеграция её в сознание может привести к более глубокому пониманию себя и, в конечном итоге, к психическому здоровью. «Тень» — это оставшаяся за порогом сознания бессознательная часть личности, которая может выглядеть и как демонический двойник.

3. Самость
Самость представляет собой архетип целостности личности, внутреннего Я, которое формируется по мере преодоления различных конфликтов. Этот архетип символизирует процесс индивидуации, то есть становление человека уникальным индивидуумом, который осознает как свои сильные, так и слабые стороны. Самость ведет человека к пониманию своего места в мире и помогает достигать гармонии между различными аспектами своей сущности.

4. Архетипы дитяти, матери, мудрого старца и старухи
Эти архетипы также играют важную роль в психологии Юнга.

Дитя символизирует невинность, новые начала и потенциал для роста.
Мать представляет заботу, эмоциональную поддержку и защиту, выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию. «Дитя» символизирует начало пробуждения индивидуального сознания из стихии коллективно-бессознательного (но и связь с изначальной бессознательной недифференцированностью, а также «антиципацию» смерти и нового рождения).
Мудрый старец или старуха олицетворяет мудрость, опыт и руководство, предоставляя интуитивные наводки и советы.

Все эти архетипы взаимодействуют друг с другом и помогают формировать не только личность индивида, но и его отношения к окружающему миру. Юнговская психология подчеркивает, насколько важно осознавать и принимать эти архетипы — ведь их игнорирование может приводить к внутренним конфликтам и психологическим трудностям. Понимание этих глубинных аспектов может быть краеугольным камнем в процессе самопознания и личностного роста.

Это своеобразный художественный фонд литературных сюжетов и философских споров. Споры в таком случае также вечны, как вечны и сюжеты. Так архетип – собака- друг есть у М.Метерлинка в «Синей птице», и у Булгакова в «Собачьем сердце», и у Чехова в «Каштанке».
Архетип Азазель – это демон, давший мужчинам оружие, а женщинам – косметику, зеркала. Азазелло приносит Маргарите крем, который делает ее ведьмой, возможно, он также одной из цариц подарил зеркало, и она стала ведьмой, но потом его разбила, поняв, что вечная красота невозможна. Но вот опять-таки в "Собачьем сердце" продление молодости и вечная красота искушают, и Шариков - изделие и чудо не профессора, а Азазелло. Хотел всего лишь приживаемость проверить, а создал человека новой формации. Азазелло тут присутствует, но не так явно, как в МиМ. И не так ноуменально, как в "Азазели" Акунина.
В современном менеджменте архетипы используются для рекламы. Герой, наивный, шут, правитель - все это помогает анализировать, классифицировать потенциальную аудиторию и привлекать клиентов.
Задание 1. Прокомментируйте архетип друзья-враги: Гринев-Пугачев, Тимур – Квакин.
Архетип "доктор" в значении поэзии и любви после "Фауста" Гете использовали Чехов, Пастернак, Булгаков, Мейсон.
Мышь как архетип
В.А.Жуковский. Суд божий над епископом
Баллада была создана как нравоучительная басня - некое соединение романтической и классицистической тенденций -  в марте 1831 г. Это вольный пересказ одноименной баллады Р. Саути, скорее, было взято за основу предание которым вдохновился и Саути: жадный епископ Гаттон созвал голодных и сжег их в сарае, выполнив таким образом свое обещание угостить. Божий суд над ним свершился - он был загрызен мышами.

Жуковский придал балладе тон нравоучения (например, добавил строку «Что тут, епископ, почувствовал ты?»). Он прописал речь и мысли самого Гаттона , сделав упор на романтическом двоемирии. Звери - у него - неизбежность.  («Вдруг

ворвались неизбежные звери»). Разумеется, потому, что он сравнил прихожан с мышами. Они для него мыши. Отсюда намек, что это скорее было возмездие самих прихожан. Однако вполне может быть, что мышь выбрана именно как архетип. Через архетипы, как считается в религии, разговаривает с нами бог. Мышь - темный архетип - использована здесь, возможно, и как непосредственная кара за снисходительное отношение к  божьим знакам и тварям.

"Разве я старушонку убил? -- говорит он Соне. -- Я себя убил, а не старушонку. Так-таки разом и ухлопал себя навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я..." (т. II, стр. 228).
В этом заключается смысл романа, и приговор над Раскольниковым, произносимый автором, вложен им в уста Сони.
"-- Что вы, что вы над собой сделали!-- отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками.
-- Странная какая ты, Соня, -- обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это. Себя ты не помнишь.
-- Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете! -- воскликнула она, как в исступлении, не слыхав его замечания, и вдруг заплакала навзрыд, как в истерике" (т. II, стр. 215).
Итак, в первый раз перед нами изображен нигилист несчастный, нигилист глубоко человечески страдающий. Свойство широкой симпатии, которое мы приписали автору, и здесь, очевидно, воодушевляло его. Он изобразил нам нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестоким страданием. По своему всегдашнему обычаю, он представил нам человека в самом убийце, как умел отыскать людей и во всех блудницах, пьяницах и других жалких лицах, которыми обставил своего героя.
Автор взял нигилизм в самом крайнем его развитии, в той точке, дальше которой уже почти некуда идти. Но заметим, что сущность каждого явления всегда обнаруживается не в его обыкновенных ходячих формах, а именно в крайних высших ступенях развития. Здесь, очевидно, взявши крайнюю форму, автор получил возможность стать к целому явлению в совершенно правильные отношения, в те отношения, в которые трудно стать к другим формам того же явления. Возьмем, например, Базарова (в "Отцах и детях" Тургенева), первого нигилиста, явившегося в нашей литературе. Этот высокомерный, самолюбивый человек скорее отталкивает, чем привлекает. Да он и не просит нашего сочувствия, он самодоволен. Пусть читатель переберет потом все хорошо знакомые ему формы нигилизма. Молодая девушка обрезывает свою великолепную косу и надевает синие очки. Со стороны безобразно, а между тем она очень довольна собою, как будто надела наряд красивее того, который прежде носила. Она бросает романы и читает "Физиологию обыденной жизни" Льюиса. Сначала она запинается, но делает над собою усилие и принимается свободно толковать о пятнах и мочевых органах. Что же? Ощущается новое удовольствие. Пойдем далее -- девушка уходит от родителей и совершенно теоретически отдается некоторому юноше, чуждому предрассудков и толкующему ей о необходимости завести на каком-нибудь необитаемом острове новое человечество. Или бывает иначе. Брат девушки сам устраивает ее гражданский брак с своим приятелем. Точно так же на основании теории муж бросает жену, жена мужа или устраивается коммуна, в которой случается, что один мужчина имеет связь с двумя женщинами, красноречиво проповедуя им, что ревность -- фальшивое чувство". (Н. Страхов)

Критик произвел метафору Тургенева "нигилист" в архетип искателя-разрушителя и видит в нем искажение человеческой природы, хотя, конечно же, искатель ничего не искажает, он и есть возвращение, варваризация, не так ли наряжались дикари, отталкивающие своей внешностью, производящие антиэффект, и через этот антиэффект самодовольные.
Да, культурный человек при этом страдает разрывом с культурой, к которой привык. Но страдает именно разрывом с совестью, воспитанной этой культурой. Искатель все равно не вернется к ней и будет вести новые и новые поиски, пойдет хоть с самим Мефистофелем, страдая, что продал душу дьяволу, но пойдет.Базаров стал помещиком (отец купил именье), и нигилизм отчасти маска, чтобы не стать аристократом, лишним человеком, который "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". Вот тут бы любая Соня воскликнула: "Что вы с собой сделали". Но в том-то и дело, что Базаров, умеющий производить антиэффект, перестал это делать в отчем доме, вдохновился примером отца, лекаря-помещика, и стал лечить людей вместе с ним. Это архетип искателя, а не разрушителя.


Задание 2: Где в литературе встречается подобный смешанный архетип искателя-разрушителя? Что преобладает в персонаже - созидание или разрушение? Назовите несколько произведений и прокомментируйте свою догадку.

Найдите в литературе воплощение архетипических черт скандинавских божеств.
  1. Один: Верховный бог, повелитель мудрости, магии и мертвых.
  2. Тор: Бог грома и молнии, защитник Асгарда и Мидгарда. Топор.
  3. Локи: Бог обмана и хитрости, иногда союзник, иногда враг Асгарда.
  4. Фрейя: Богиня любви и плодородия, известная своей красотой и магией.
  5. Хеймдалль: Страж радужного моста Биврест, соединяющего Асгард с Мидгардом.
  6. Эгир: Бог моря и повелитель морских великанов.
  7. Тир: Бог войны и справедливости, покровитель воинов.
  8. Фригг: Королева богов, жена Одина и мать Бальдра. Ткачество. Гуси.
  9. Браги: Бог поэзии и красноречия.
  10. Скади: Богиня зимы, охоты и горных мест. Лук, лыжи.
Один архетип. Какой именно?
"Темные Аллеи" Бунина Николай и полковник из "После бала" Толстого.
Надежда из "Темных аллей" Бунина и Лопахин из "Вишневого сада" Чехова

Распаковкой архетипов занимается новое литературное направление - метамодернизм. Метамодернизм — это культурная парадигма, возникшая в начале 1990-х годов, которая представляет собой эволюцию от постмодернизма к новой эре выразительности и интроспекции. Она предлагает свежий взгляд на искусство и культуру, объединяя элементы модернизма и постмодернизма, создавая уникальные и гармоничные произведения, раскрывая архетипы.

Метамодернизм характеризуется двумя ключевыми концепциями: метаксисом и паратаксисом. Метаксис включает в себя постоянное колебание между противоположными состояниями, такими как надежда и отчаяние, наивность и ирония. Паратаксис объединяет различные элементы в одном произведении, создавая неожиданное гармоническое целое.
Примеры метамодернистских произведений с устойчивой архетипизацией:
Одним из ярких примеров метамодернизма являются фильмы Уэса Андерсона. Его необычные визуальные решения и насыщенные диалоги создают уникальный мир, в котором зритель вынужден одновременно смеяться и сочувствовать. Архитектура Заха Хадид также является примером метамодернизма, где волнистые линии зданий отражают стремление к балансу между хаосом и упорядоченностью.
Художественные стратегии метамодернизма
Метамодернистские стратегии включают использование множественных точек зрения и нестандартных форматов. Художники метамодернизма часто играют с разрывами шаблонов, используя необычные материалы и техники, создавая захватывающие инсталляции, такие как проект “Weather Project” Олафура Элиассона.
Романтический концептуализм
В современном художественном мире метамодернистская тенденция, называемая “Романтический концептуализм”, где романтические архетипы распакованы реальностью.
Made on
Tilda