диалектика формы и содержания
Содержание
Гегель рассматривает содержание как единство материи и формы: «содержание имеет …некоторую форму и некоторую материю, оно есть их единство». Само понятие «содержание» есть действительность, бытование в произведении материи и формы, которые, взятые изолированно, истиной не обладают, достоверностью читателя не убеждают. Каждая определенная ступень на пути к истине и абсолюту имеет собственную форму выражения. Форму Гегель рассматривает как абсолютную снятость - одну лишь сущность. Это верно и в литературоведении. Литературовед видит перед собой множество пестрых по сути своей произведений. Он снимает все методом исключения, дойдя до последнего, что снять уже невозможно, это и будет форма.
.
Гегель считал, что содержание и форма взаимосвязаны. К форме принадлежит вообще все определенное, отличное от всего, что эту форму наполняет. Форма имеет свойство удерживать содержание и ужерживаться во времени.
М. М. Бахтин: «Содержание всегда оформлено, а форма – содержательна».
Основные категории содержания литературного произведения включают:
  1. Авторская позиция:
  • Это отношение автора к героям, выраженное через название произведения, композицию, портреты героев, их мысли и чувства, символику и оценки повествователя.
  • Автор стремится понять и воспроизвести действительность в ее напряженных конфликтах.
  1. Замысел:
  • Первообраз будущего литературного произведения, содержащий истоки основных элементов содержания, структуры образа и конфликта.
  • Писатели находят темы для своих произведений в газетных рубриках, литературных сюжетах или собственном жизненном опыте.
  1. Пафос:
  • Эмоциональное одушевление, пронизывающее произведение целиком или его отдельные части.
  • Например, по мнению Белинского, пафос “Мертвых душ” заключается в созерцании жизни сквозь смех и слезы.
  • Пафос объединяет эмоциональное и рациональное, переживание писателя и его мысль.
  1. Тематика:
  • Совокупность событий, о которых идет речь в произведении, служащих для постановки социальных, философских, этических и других проблем.
  • Тема может быть жизненным материалом, основной общественной проблемой или основой художественного произведения.
  1. Проблематика:
  • Совокупность проблем, рассматриваемых в произведении.
  • Проблема – это основной вопрос, обусловленный темой произведения.
  • Например, в “Недоросле” Фонвизин поднимает проблемы воспитания, государственной власти и крепостного права.
  1. Идея:
  • Основная мысль произведения, включающая интерпретацию и оценку писателем жизненных явлений и взглядов на мир.
  • Для определения идеи необходимо всесторонне проанализировать все стороны произведения.
  • Например, идеей “Слова о полку Игореве” является необходимость объединения Руси для борьбы с кочевниками и прекращение междоусобных войн.
Жанры, которые определяются формой литературных произведений :
  1. Эссе:
  • Прозаическое сочинение небольшого объема с свободной композицией.
  • Отражает личные впечатления или соображения автора по какому-либо поводу.
  • Ассоциативность, афористичность, образность и максимальная приближенность к читателю.
  1. Эпос:
  • Героическое повествование о событиях прошлого, отражающее жизнь народа и эпическую реальность героев-богатырей.
  • Рассказывает о человеке, его действиях, чувствах и отношении к окружающему миру.
  • Родоначальники эпоса – древнегреческие народные поэмы-песни.
  1. Эпопея:
  • Крупные произведения эпического характера.
  • Может быть повествованием о знаменательных исторических событиях или продолжительной историей с описаниями различных событий.
  • Возникла из былевых песен, слагавшихся в честь подвигов героев.
  1. Скетч:
  • Небольшая пьеса с двумя (иногда тремя) персонажами.
  • Широко распространен на эстраде в форме скетч-шоу.
  • Обычно включает одну сюжетную линию и небольшое количество героев.
  1. Роман:
  • Большое по объему произведение, описывающее широкий круг событий и персонажей.
  • Часто включает в себя несколько сюжетных линий и глубокие психологические портреты героев.
  • Может быть историческим, социальным, психологическим и т.д.
  1. Рассказ (новелла):
  • Небольшое прозаическое произведение, обычно с одной сюжетной линией и ограниченным числом персонажей.
  • Часто входит в циклы рассказов одного автора.
  • Может быть юмористическим, драматическим или философским.
  1. Пьеса:
  • Драматургическое произведение, предназначенное для сценического исполнения.
  • Включает монологи и диалоги действующих лиц, авторские примечания и описания мест действия.
  • Обычно состоит из нескольких актов и эпизодов.
  1. Повесть:
  • Прозаический жанр среднего объема.
  • Отображает естественный ход жизни, сосредоточен на главном герое и его особенностях.
  • Не имеет интриги и сложного сюжета.
  1. Очерк:
  • Небольшое прозаическое произведение, описывающее реальные события и людей.
  • Часто используется в журналистике и публицистике.
  • Может быть портретным, путевым или проблемным.
  1. Опус:
  • Музыкальная пьеса или литературное произведение, характеризующееся внутренней завершенностью и индивидуальностью формы и содержания.
  • В литературе – любое произведение или научный труд автора.
  1. Ода:
  • Торжественное стихотворение, посвященное герою или событию.
  • Изначально в Древней Греции – любая стихотворная лирика, сопровождавшая музыку.
  • В эпоху Возрождения – высокопарные лирические произведения.
  1. Видения:
  • Жанр средневековой литературы, в центре которого находится ясновидец.
  • Содержание пропитано потусторонними, загробными зрительными образами.
  • Сюжет излагается визионером, которому он открылся в галлюцинациях или сновидениях.
Поясните на примере данного отрывка мысль Гегеля о связанной с содержанием достоверности. Какую роль здесь играет форма?
"Весной 1903 года отец снял дачу в Оболенском близ Малоярославца по Брянской, ныне — Киевской железной дороге. Дачным соседом нашим оказался Скрябин. Мы и Скрябины тогда еще не были знакомы домами. Дачи стояли на бугре вдоль лесной опушки в отдалении друг от друга. На дачу приехали, как водится, рано утром. Солнце дробилось в лесной листве, низко свешивавшейся над домом. Расшивали и пороли рогожные тюки. Из них тащили спальные принадлежности, запасы провизии, вынимали сковороды, ведра. Я убежал в лес. Боже и господи сил, чем он в то утро был полон! Его по всем направлениям пронизывало солнце, лесная движущаяся тень то так, то сяк все время поправляла на нем шапку, на его подымающихся и опускающихся ветвях птицы заливались тем всегда неожиданным чириканьем, к которому никогда нельзя привыкнуть, которое поначалу порывисто громко и потом постепенно затихает и которое горячей и частой своей настойчивостью похоже на деревья вдаль уходящей чащи. И совершенно так же, как чередовались в лесу свет и тень и перелетали с ветки на ветку и пели птицы, носились и раскатывались по нему куски и отрывки Третьей симфонии или Божественной поэмы, которую в фортепианном выражении сочиняли на соседней даче. Боже, что это была за музыка! Симфония беспрерывно рушилась и обваливалась, как город под артиллерийским огнем, и вся строилась и росла из обломков и разрушений. Ее всю переполняло содержание, до безумия разработанное и новое, как нов был жизнью и свежестью дышавший лес. одетый в то утро, не правда ли. весенней листвой 1903-го. а не 1803 года. И как не было в этом лесу ни одного листика из гофрированной бумаги или крашеной жести, так не было в симфонии ничего ложно глубокого, риторически почтенного, «как у Бетховена», «как у Глинки», «как у Ивана Ивановича», «как у княгини Марьи Алексевны», но трагическая сила сочиняемого торжественно показывала язык всему одряхлело признанному и величественно тупому и была смела до сумасшествия, до мальчишества, шаловливо стихийная и свободная, как падший ангел. Предполагалось, что сочинявший такую музыку человек понимает, кто он такой, и после работы бывает просветленно ясен и отдохновенно спокоен" (Б.Пастернак. Люди и положения)
Докажите, что гомункул - аллегория содержания без формы
Гомункул- прообраз искусственного интеллекта в "Фаусте" Гете.  Вагнер, увлекшись органической химией с целью найти средство составлять органические тела и даже человека путем кристаллизации чрез смешение противоположных веществ ex contrarüs et incongrue, создал в побирке бесформенное существо. Предположение о возможности воспроизвесть такого рода существо впервые высказано средневековым алхимиком Парацельсом, которым и придумано название этому существу homunculus (человечек).
Тристрам Шенди приводит мнение своего отца, известного натурфилософа, что гомункулы одарены теми же природными свойствами и способностями, как и мы, проявляют очень большую деятельность и подвижность и обладают чудесным, таинственным ведением. Верование, что духов можно заключать посредством заклинания в сосуды было тоже распространено в средние века: папа Бенедикт IX держал в склянке семь им заклятых демонов. Всем этим материалом Гёте воспользовался для создания одной из самых таинственных личностей в своей поэме, однако не преминул посмеяться над теоретиками, предпочитающими содержани е форме.



«Ложь, что мысли повторяются. Каждая мысль нова, потому, что ее окружает и оформляет новое. „Чтоб он, воскреснув, встать не мог“ (моя), „Чтоб встать он из гроба не мог“ (Лермонтов — сейчас вспомнил) — совершенно разные мысли. Общее в них — „содержание“, что только доказывает лишний раз, что бесформенное содержание само по себе не существует, не имеет веса».(А.Блок)
Задание: Исследуйте контекст этих строчек и докажите, что они действительно о разном.
Made on
Tilda