Минус-прием есть завершенное снятое рефлексии. Поэт не использует метафор в своем стихотворении не потому, что он не знает, как ими пользоваться, а потому что знает, но считает неуместным это знание в данном тексте нарочито демонстрировать, вызывая восторг внешним, а не внутренним, формой, а не содержанием. Минус-прием становится в анализе плюс-приемом, потому что отсутствующее в произведении мы мыслим и соотносим с имеющимися приемами, читая критику этого произведения, обращаем внимания на недовольство отсуствием. Если мы говорим об отсутствии художественности в некоторых повествовательных отрывках у Толстого, то она есть, только в снятом виде. Так Толстой, описывая движение войск Кутузова, не использует метафор и эпитетов, относящихся к прекрасной в то утро 2 сентября погоде, но она была, стояло бабье лето, о чем мы узнаем, когда Толстой описывает блеск Наполеона в лучах осеннего солнца - его предзакатный блеск. Зачем минус-прием нужен был относительно войск Кутузова? Почему сразу было нельзя сказать, что утро 2 сентября освещено лучами яркого солнца? Но тогда возник бы подтекст бабьего лета и относительно русской армии. Нет, Толстой этого не сделал, бабье лето, короткое и яркое относится к короткой и яркой славе Наполеона. У Кутузова слава вечная. Но при этом и во время движения войск Кутузова из Москвы блеск утра был, но его не должно было быть в представлении читателей, ведь лишь мышление и представлении в художественной реальности составляют бытие.
Лотман говорил о смене отного литературного направления другим как о минус-приеме. Три единства классицизма сменились вольностью обращения с временем, действием, местом. То, к чему привыкло большинство, исчезло, стало другим. Заслуги Лотмана в литературоведении столь важны, что мы не подвергаем его критике. Критики лишь заслуживают те, кто к месту и не к месту повторяет это положение и в эпоху постмодернизма. Классицизм в России обычно связывают с триединством места, времени, действия в драме, не учитывая, что после Гете и Кальдерона нельзя было не знать, что пьеса может свободно переносить нас с места на место, затягиваться долее одного дня и быть странной. Балаган - тот и вовсе был волен и свободен. Когда Лотман говорил о связанном с пьесами минус-приеме, следовало предполагать варваризацию или подражание Кальдерону и другим драматургам, свободным в своем творчестве от триединства.