Примеры сочинений
Исторический контекст
Исторический контекст: искусство диалектики
Узнайте, как вписать исторические факты в анализ произведения
  • Роль произведения в развитии литературы
    Определите влияние произведения на литературный процесс. Сумел ли автор повлиять на умонастроения эпохи?
  • Традиции и новаторство писателя
    Проанализируйте, какие черты творчества автора являются традиционными, а какие — новыми.
  • Авторская позиция и контекст
    Подумайте о том, что хотел сказать автор и как исторический и культурный контекст отразился в произведении.
Зачем нужен исторический контекст при  анализе?
Не посмотрев, в каком году написана Лермонтовым "Песня про купца Калашникова", не видит, что подразумевается под поединком на речке, честью жены, зимним льдом, а посмотрев (1837), сразу поняла - Лермонтов думал о Пушкине и его дуэли. Не зная законов, по которым в то время судили, мы не поймем вопроса Ивана Грозного, обращенного к купцу. Зачем было спрашивать - случайно или намеренно он убил опричника, если это не связано с законами того времени? Если случайно, ненароком - отпускали. Не на том ли держалась вседозволенность опричников?
Действие романа «Отцы и дети» происходит в 1859 году, за два года до отмены крепостного права, оно опубликовано в 1862, уже после его отмены, что несколько затрудняет его понимание с политической точки зрения - все-таки есть в нем проблема крепостного права или она уже снята? В своём произведении автор размышляет, как раз, о том, кто же изменит положение дел в России на момент 1859 года. Пейзажем, который описывает автор в третьей главе, показывается загнивающее, затянувшееся крепостное право. Запустение, сырость и гниль, всё поросшее травой, брошенное, давно оставленное людьми – оно выглядит жалко, от чего сердце Аркадия сжимается. Лес, проданный Николаем Петровичем, так же ассоциируется с крепостным правом – ещё чуть-чуть и уже ничего не останется от него, его продадут, вырубят и построят на его месте нечто новое.
В 1858 году Тургенев пишет произведение «Дворянское гнездо», в котором делает как бы «подход» к теме превосходства современного поколения и, соответственно, «Отцам и детям», отвечая на вопрос: «Кто же сможет сделать мир лучше? Кто сможет построить новое на месте старого?». В этом произведении он возлагает большие надежды на молодое поколение от лица Лаврецкого, который передаёт борозды «правления» молодым, говорит о том, что он уже стар для каких-то свершений, и надеется, что потомки продолжат менять мир к лучшему.
После этого произведения, буквально перед выходом «Отцов и детей», публикуется роман «Накануне», где главный герой является прототипом Базарова, к появлению которого Тургенев готовил читателя. Он практически рассказал историю известного нам нигилиста, только глазами болгарского революционера Инсарова. Сразу после выхода романа, появляется статья Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», в которой он, анализируя роман, говорит «Нам нужны русские Инсаровы». После добролюбовской статьи Тургенев и убеждается в актуальности «Отцов и детей», которыми буквально отвечает на запрос известного критика: «Русские Инсаровы пришли, но не пришло ещё их время».
Так появилась целая цепочка произведений, которые являют собой размышления Тургенева о новых поколениях, формируя их в единую мысль: «Отцы – назад, дети - вперёд».
Художественные идеи знаменитого романа берут начало из произведения Гёте «Фауст», в котором бакалавр, как и Базаров позже, кричит о своей значимости в мире, возомнив себя богом, который создал этот мир, на что отвечает ему Мефистофель: «нет мысли мало-мальской, которой бы не знали до тебя».
В порыве своей речи Бакалавр не признающий никаких авторитетов, говорит о том, что всех надо убивать после тридцати. На эти слова его Тургнев и делает ременесенцию, убивая Базарова ровно в тридцать лет. В целом, Базаров и является ременисенцией на Бакалавра, который в обратной перспективе, как раз, является нигилистом. Сам по себе нигилизм является третьей стадией общества и каждой конкретной науки по Огюсту Конту – позитивной стадией, на которой человек и общество, в целом, стремятся к прогрессу. «Позитивизм - это чисто интеллектуальный взгляд на мир; кроме того, он делает упор на наблюдение и классификацию данных и фактов» – это определение констатирует подход Базарова к жизни, не отрицающий научный подход и объясняет его детям, отвечая на вопрос «зачем же он режет лягушек» - «— А чтобы не ошибиться, если ты занеможешь и мне тебя лечить придется».
Проживший большую часть своей жизни во Франции, Тургенев во многом списал образ Базарова со знаменитой «парижской богемы». Именно взгляды французской творческой интелегенции, отразились в лице русского нигилиста. Базаров, так же, как и они, отрицал всё старое, придуманное до него, отрицал нормы и правила, стандарты, и не только в творчестве, но и во всём остальном. Этот герой является, конечно, максимизированной версией «парижской богемы», но именно взгляды людей, принадлежавших к ней, стали фундаментом для формирования жизненных принципов Базарова.
Вообще, после выхода в свет «Отцов и детей» критики много, долго и жарко спорили о базаровском назначении, о том, какая роль отведена ему в произведении, о том, что его примером хочет показать автор, и о том, достоин ли, в конце концов, этот персонаж уважения, а его характер – глубокого анализа. Среди всех этих споров и мнений можно выделить три, наиболее точно высказанных и кардинально отличающихся друг от друга:
1. Мнение, высказанное М.А.Антоновичем, который считал, что о нравственном характере Базарова «и говорить нечего». По его мнению, этот герой даже «не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол...асмодей». Антонович считает, что Базаров ненавидит всё, что его окружает, считает жестоким душегубом, убивающим живых существ(лягушек) ради эксперимента, получая ещё при этом удовольствие. В Базарове, по мнению критика, нет ничего святого, он не почитает родителей и не верит в Бога. Это заставляет Антоновича испытывать отвращение к этому персонажу, считать его верхом безнравственности.
2. Мнение, высказанное Д.И.Писаревым, который считал, что Базаров, если смотреть на него «холодным, испытующим взглядом, который даётся только долгим опытом жизни», является достойным человеком, «сильным по уму и характеру». По мнению этого критика, Базаров – типичный представитель молодого поколения, собирательный образ, в личности которого «сгруппированы те свойства, которые мелкими дозами рассыпаны в массах».
3. Мнение, высказанное Н.Н.Страховым, который видел в Базарове романтическую фигуру, «титана, восставшего против матери-земли». Для Страхова он типичный романтический злодей, который стремится, к какому-то идеалу. Он не отталкивает своими недостатками, а его «мрачная фигура» кажется Страхову величавой и привлекательной. Тем не менее, Базарову, как и любому романтическому злодею, суждено быть побеждённым «не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни».
Что же говорить о мнениях писателей, современников Тургенева, тут мнения тоже расходятся. Л.Н.Толстой, к примеру, для которого и писалось, в общем, данное произведение, вовсе уснул с книгой. Уж неизвестно, специально хотел ли он показать, что роман вышел скучным и неинтересным, или же действительно просто уснул. Вообще, непонятно, какой реакции ожидал от него Тургенев, ведь их с Толстым стили совершенно разные, и Лев Николаевич, в целом, всегда с неким снисхождением относился к витиеватому слогу Тургенева.
Интересна также и реакция Маяковского, который после прочтения «Отцов и детей» написал целое стихотворение на тему нигилизма «Облако в штанах». «Славьте меня!/Я великим не чета./Я над всем, что сделано,/ставлю "nihil"./Никогда/ничего не хочу читать./Книги?/Что книги!» – писал поэт, видно, поддерживая или наоборот высмеивая образ жизни Базарова, делая отсылку к его нигилистическим убеждениям, отрицанию искусства, литературы и опыта прошлого .
(Даша Попова, 11 класс)
Произведение "Горе от Ума", было написано в 1824 году в городе Тифлисе. Оно описывает события 1822 года- ровно 10 лет после войны с Наполеоном. Как изменились люди за это время? Боролись с Наполеоном, теперь с кем? Судя по названию комедии - с умными людьми.
В тот момент Грибоедов ещё не был женат и только обдумывал свою свадьбу с прекрасной грузинской девушкой Александрой Чавчавадзе. Скорее всего, Софья является прототипом Александры Чавчавадзе. Поехав в Москву Грибоедов хотел увидеть свой родной дом, который он не когда оставил, но столкнулся с новой суровой реальностью где всех интересует только "праздность и роскошь". А в нём людей интересовало, дослужиться он до статского советника или нет. Это так же вошло в поэму - комедию "Горе от Ума".
Пушкин писал: «Читал я Чацкого — много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умён». Таким образом Пушкин расхвалил поэму и, в частности, главного героя и похвалил автора. Не смотря на цензуру, книга всё равно была напечатана и в последствии Бестужев смог доказать, что книга не несёт никакой опасности, и что даже её будет опаснее не выпускать, ведь все уже давно её списали. Пётор Яковлевич Чаадаев, которой был прогрессивных взглядов, после постановки комедии и после опубликования им провокационных - философических писем - был объявлен сумасшедшим. Предположительно, он был прототипом Чадского, и их судьбы были несколько похожи. Благодаря произведению появится много других, где будут использованы похожие персонажи, которые станут вечными для русской литературы. но под другими именами. Так например, Скалозуб стал Собакевичем, Репетилов стал Хлестаковым, Фамусов стал Городничим, Молчалин стал Чичиковым и так далее. Салтыков-Щедрин и многие другие писали продолжение этой комедии, ведь у многих остались вопросы, что будет в продолжении с этими персонажами.
Это комедия, потому что в ней высмеивается Фамусовское общество и прежде всего Фамусов, Репетилов и все гости. Но полноценно это произведение назвать комедией нельзя, потому что Чадский выбивается из общего убожества Фамусовского общества и является несчастным и трагическим персонажем. И в последствии сам Грибоедов назвал это произведение не комедией, а сценической поэмой. Потому что все действия происходят на сцене, где повествуют о жизни людей и высмеивают далеко не всех. Всё это произведение было написано в виде стихов, выражая внутренние переживания автора. Здесь смешались все три рода литературы: Эпос, Лирика и Драма. Эпос - потому что тут есть сюжет. Лирика - потому что здесь есть переживания самого автора. Драма - потому что здесь все действия очень драматичные, и к тому же это произведение написано для театра.
(Сергей Овсянников, 9 класс)


Гринев, полный надежд, с улыбкой на лице, возможно с неким озорством и нетерпением пришел к Швабрину. Петр ждал похвалы, и можно было прочитать его мысль по светлому лицу. Он представляется нам ребенком, учеником, который не успел еще изучить правила написания, но уже принес учителю свое первое творение. И вот лицо его наивно, глаза горят, уголки губ приподняты, а руки из-за небольшого волнения перебирают листочек со строчками. Образ Швабрина представляется нам немного надменным: он будто наперед знает, что прочитает Гринев, и поэтому готов с язвительной колкостью ответить ему. Мы представляем его со вздернутым носом, скрещенными на груди руками, с прищуренными и устремленными на своего оппонента глазами, закрытым и уверенным в себе. Но все меняется в одно мгновение, когда Гринев произносит фразу: «Ты лжешь, мерзавец!». Швабрин меняется в лице. Теперь мы не видим в нем того холодного спокойствия. Его честь была задета, и он не желает терпеть этого. Лицо его приняло розоватый от ярости оттенок, а приоткрытый от внезапного оскорбительного заявления рот резко сжался, брови, недавно поднятые от удивления, насупились. Швабрин – гусар из Петербурга, он жил в среде, где насмешки над девушками были нормой, где молодые люди к дамам относились пренебрежительно, считали их одинаковыми и недостойными уважения. Поэтому и к гусарам девушки относились предвзято. Гринев же родился в мире, являющемся полной противоположностью миру Швабрина. В семье его были уважительные отношения между отцом и матерью. Конфликт возник из-за разных культур воспитания. Швабрин ожидал иной, нежели увидел, реакции от своего собеседника. Он думал, что Гринев посмеется, а не вступится за честь девушки, ни минуты не колеблясь, примет сторону слабых.
(Ульяна С., 11 класс)
Made on
Tilda