Действие романа «Отцы и дети» происходит в 1859 году, за два года до отмены крепостного права, оно опубликовано в 1862, уже после его отмены, что несколько затрудняет его понимание с политической точки зрения - все-таки есть в нем проблема крепостного права или она уже снята? В своём произведении автор размышляет, как раз, о том, кто же изменит положение дел в России на момент 1859 года. Пейзажем, который описывает автор в третьей главе, показывается загнивающее, затянувшееся крепостное право. Запустение, сырость и гниль, всё поросшее травой, брошенное, давно оставленное людьми – оно выглядит жалко, от чего сердце Аркадия сжимается. Лес, проданный Николаем Петровичем, так же ассоциируется с крепостным правом – ещё чуть-чуть и уже ничего не останется от него, его продадут, вырубят и построят на его месте нечто новое.
В 1858 году Тургенев пишет произведение «Дворянское гнездо», в котором делает как бы «подход» к теме превосходства современного поколения и, соответственно, «Отцам и детям», отвечая на вопрос: «Кто же сможет сделать мир лучше? Кто сможет построить новое на месте старого?». В этом произведении он возлагает большие надежды на молодое поколение от лица Лаврецкого, который передаёт борозды «правления» молодым, говорит о том, что он уже стар для каких-то свершений, и надеется, что потомки продолжат менять мир к лучшему.
После этого произведения, буквально перед выходом «Отцов и детей», публикуется роман «Накануне», где главный герой является прототипом Базарова, к появлению которого Тургенев готовил читателя. Он практически рассказал историю известного нам нигилиста, только глазами болгарского революционера Инсарова. Сразу после выхода романа, появляется статья Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», в которой он, анализируя роман, говорит «Нам нужны русские Инсаровы». После добролюбовской статьи Тургенев и убеждается в актуальности «Отцов и детей», которыми буквально отвечает на запрос известного критика: «Русские Инсаровы пришли, но не пришло ещё их время».
Так появилась целая цепочка произведений, которые являют собой размышления Тургенева о новых поколениях, формируя их в единую мысль: «Отцы – назад, дети - вперёд».
Художественные идеи знаменитого романа берут начало из произведения Гёте «Фауст», в котором бакалавр, как и Базаров позже, кричит о своей значимости в мире, возомнив себя богом, который создал этот мир, на что отвечает ему Мефистофель: «нет мысли мало-мальской, которой бы не знали до тебя».
В порыве своей речи Бакалавр не признающий никаких авторитетов, говорит о том, что всех надо убивать после тридцати. На эти слова его Тургнев и делает ременесенцию, убивая Базарова ровно в тридцать лет. В целом, Базаров и является ременисенцией на Бакалавра, который в обратной перспективе, как раз, является нигилистом. Сам по себе нигилизм является третьей стадией общества и каждой конкретной науки по Огюсту Конту – позитивной стадией, на которой человек и общество, в целом, стремятся к прогрессу. «Позитивизм - это чисто интеллектуальный взгляд на мир; кроме того, он делает упор на наблюдение и классификацию данных и фактов» – это определение констатирует подход Базарова к жизни, не отрицающий научный подход и объясняет его детям, отвечая на вопрос «зачем же он режет лягушек» - «— А чтобы не ошибиться, если ты занеможешь и мне тебя лечить придется».
Проживший большую часть своей жизни во Франции, Тургенев во многом списал образ Базарова со знаменитой «парижской богемы». Именно взгляды французской творческой интелегенции, отразились в лице русского нигилиста. Базаров, так же, как и они, отрицал всё старое, придуманное до него, отрицал нормы и правила, стандарты, и не только в творчестве, но и во всём остальном. Этот герой является, конечно, максимизированной версией «парижской богемы», но именно взгляды людей, принадлежавших к ней, стали фундаментом для формирования жизненных принципов Базарова.
Вообще, после выхода в свет «Отцов и детей» критики много, долго и жарко спорили о базаровском назначении, о том, какая роль отведена ему в произведении, о том, что его примером хочет показать автор, и о том, достоин ли, в конце концов, этот персонаж уважения, а его характер – глубокого анализа. Среди всех этих споров и мнений можно выделить три, наиболее точно высказанных и кардинально отличающихся друг от друга:
1. Мнение, высказанное М.А.Антоновичем, который считал, что о нравственном характере Базарова «и говорить нечего». По его мнению, этот герой даже «не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол...асмодей». Антонович считает, что Базаров ненавидит всё, что его окружает, считает жестоким душегубом, убивающим живых существ(лягушек) ради эксперимента, получая ещё при этом удовольствие. В Базарове, по мнению критика, нет ничего святого, он не почитает родителей и не верит в Бога. Это заставляет Антоновича испытывать отвращение к этому персонажу, считать его верхом безнравственности.
2. Мнение, высказанное Д.И.Писаревым, который считал, что Базаров, если смотреть на него «холодным, испытующим взглядом, который даётся только долгим опытом жизни», является достойным человеком, «сильным по уму и характеру». По мнению этого критика, Базаров – типичный представитель молодого поколения, собирательный образ, в личности которого «сгруппированы те свойства, которые мелкими дозами рассыпаны в массах».
3. Мнение, высказанное Н.Н.Страховым, который видел в Базарове романтическую фигуру, «титана, восставшего против матери-земли». Для Страхова он типичный романтический злодей, который стремится, к какому-то идеалу. Он не отталкивает своими недостатками, а его «мрачная фигура» кажется Страхову величавой и привлекательной. Тем не менее, Базарову, как и любому романтическому злодею, суждено быть побеждённым «не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни».
Что же говорить о мнениях писателей, современников Тургенева, тут мнения тоже расходятся. Л.Н.Толстой, к примеру, для которого и писалось, в общем, данное произведение, вовсе уснул с книгой. Уж неизвестно, специально хотел ли он показать, что роман вышел скучным и неинтересным, или же действительно просто уснул. Вообще, непонятно, какой реакции ожидал от него Тургенев, ведь их с Толстым стили совершенно разные, и Лев Николаевич, в целом, всегда с неким снисхождением относился к витиеватому слогу Тургенева.
Интересна также и реакция Маяковского, который после прочтения «Отцов и детей» написал целое стихотворение на тему нигилизма «Облако в штанах». «Славьте меня!/Я великим не чета./Я над всем, что сделано,/ставлю "nihil"./Никогда/ничего не хочу читать./Книги?/Что книги!» – писал поэт, видно, поддерживая или наоборот высмеивая образ жизни Базарова, делая отсылку к его нигилистическим убеждениям, отрицанию искусства, литературы и опыта прошлого .
(Даша Попова, 11 класс)