Как анализировать рассказы, повести, романы

Анализ прозаических произведений

1. История создания.
2. Связь с другими писателями и поэтами, художественные, идейные и религиозные разногласия с ними. (Компаративистские семантические поля)
3. Реакция критиков-современников, на произведение, на данный тип повествования.
4. Характеристика главного героя и повествователя, на кого из героев других произведений они похожи. Согласен ли автор со своим сюжетом, рассказчик с героем. Влияние на характер героя эстетических концепций автора. Система рассказчиков - одноголосье или многоголосье.
5. Принадлежность к жанру и роду литературы (какие признаки других родов литературы имеются, возможность отнести к другим жанрам, в том числе древним и более поздним). Связь с древними жанрами
6. Мифологический, фольклорный подтекст, исторический контекст, обратная перспектива.
7. Конфликт, в том числе выраженный в заглавии, в эпиграфе, в жанровых средствах выразительности. Внутренний конфликт. Аксиологические коды.
8. Вид композиции (прописать варианты).
9. Сюжет. Что послужило толчком к созданию сюжета? Случайно или не случайно каждое событие. Как в них отразилось движение времени?
10. Сюжетное разделение на части:
а) анализ ключевых образов каждой части, пересечение мотивов и сцен.
б) композиционные моменты
в) основные события, происходящие в каждой части, а также средства изобразительности: портрет, пейзаж, интерьер, говорящие фамилии или их замена интертекстуальными.
12. Развитие пространства от начала к финалу, смена точек видения и точек зрения. Присутствие автора в тексте.
13.Знаковые детали (бытовые, психологические портретные, пейзажные и т.д.), метафоры, аллюзии.
Концептуальные метафоры.
14. Философская интерпретация, влияние философских кружков. Идейный замысел. Философемы.
15.Соотношение формы и содержания как метод и как философия искусства этого произведения.
16. Субъектно-объектная организация текста:
  1. Глоссализация
  2. Фокализация.
  3. Архитектоника.
Творческая интерпретация произведения, отсылка в наше время, возможный другой финал.

Примеры

Анализируем вместе по пунктам плана
Пример ответа по компаративистике (п.2)
"Преступление и наказание" связано с теорией Гегеля через концепт раб-господин. Где раб - "тварь дрожащая", а господин - право имеющий.
Концепт «раб — господин» в феноменологии Гегеля и теория Раскольникова о «тварях дрожащих» и «право имеющих» затрагивают вопросы власти, свободы и моральной ответственности.
В феноменологии Гегеля отношения между господином и рабом отражают диалектику зависимости и власти, где господин утверждает своё самосознание через доминирование над другим, а раб — через подчинение. Это отношение формирует основу общественного устройства и самосознания индивидов.
Теория Раскольникова разделяет людей на две категории: «твари дрожащие» (те, кто подчиняется законам и нормам) и «право имеющие» (те, кто имеет право нарушать законы для достижения высших целей). Раскольников видит себя среди «право имеющих», способных на великие дела и готовых переступить через моральные нормы ради осуществления своих идей.
Однако по мере развития сюжета становится ясно, что позиция Раскольникова не так однозначна. Несмотря на его стремление позиционировать себя как «господина», его внутренние переживания и муки совести показывают, что он не может полностью избежать ответственности за свои действия. Раскольников сталкивается с глубокими моральными дилеммами, которые заставляют его сомневаться в правильности своей теории.
Достоевский через художественный метод показывает сложность и неоднозначность человеческой природы. Он демонстрирует, что даже те, кто считает себя «право имеющими», не могут избежать внутренних конфликтов и моральной ответственности. В этом смысле можно сказать, что художественный метод Достоевского опровергает упрощённые теоретические конструкции, показывая глубину и многогранность человеческих переживаний.
Таким образом, хотя Раскольников изначально видит себя как «господина» в своей теории, его дальнейшая эволюция и внутренние страдания указывают на то, что его позиция гораздо сложнее и противоречивее. Достоевский через своё произведение поднимает вопросы о природе человеческой свободы, моральной ответственности и возможности искупления, предлагая более глубокий и комплексный взгляд на проблемы, затронутые в теории Гегеля.
Пример ученического анализа
Close
Обратная связь
I agree to the Terms of Service
Пишите нам!
Вы можете поделиться своими интересными работами