Маяковский работал в эпоху зарождающегося кинематографа и, разумеется, был человеком этой эпохи. Его кино черно-белое, цветовых метафор практически нет - это новая форма художественного мышления - мышление кадрами. Разделим стихотворение на кадры. Они совпадают с синтаксическими единицами. Сопоставим это с тактильными ощущениями, физиологией, телесностью.
1 кадр - дым, ощущение отсуствия воздуха, духота:Дым табачный воздух выел.
2 кадр дает ощущение футуристичности происходящего, мелькает глава Крученых. Аллегория, связывающая Крученых с абсурдом. Комната —
глава в крученыховском аде.
3 кадр - ласка, руки гладят руки крупным планом. Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
4 кадр. Ощущение жесткости, жестокости, девушка зло смотрит на объектив.Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
5 кадр. Ощущение одиночества - лирического героя выгоняют. День еще —
выгонишь,
может быть, изругав.
6 кадр. Дрожь, волнение, отчаяние. Поэто надевает пальто, руки, которые гладили другие руки, сейчас дрожат, долго не находит рука рукав. В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
7 кадр - тело отдельно от души. душа еще тут, а тело уже там, в улице. Выбегу,
тело в улицу брошу я.
8 кадр - лицо поэта, дикий взгляд, отчаянный.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
9 кадр, перенос изображения назад. Отматывание пленки. Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
10 кадр - гиря на шее бегущей девушки.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Одиннадцатый кадр звуковой - крик.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Двенадцатый кадр - бык, похищающий Европу, тут аллегория. Маяковский - Зевс, бог. Лиличка - Европа. Ощущение холодного блаженства.Если быка трудом умо́рят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Тринадцатый кадр - Лиличка, молящий поэт. Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Четырнадцатый кадр - слон на песке. Ощущение теплого блаженства.Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Пятнадцатый кадр - Лилички нет, пустая комната. Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Шестнадцатый кадр - слава, деньги. Звучит ли-ли-чка - это звон. Звуковая метафора, звукопись. Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
Семнадцатый - поэт бросается в пролет лестницы. Возвращается при отматывании пленки назад. И в пролет не брошусь,
Восемнадцатый - умирает, выпив яд, пленка отматывается, поэт встает. и не выпью яда,
Девятнадцатый - поэт стреляет себе в висок - отматывание пленки, пуля возвращается обратно в пистолет. и курок не смогу над виском нажать.
Двадцатый: сравнение "взгляд-нож" обыгрывается с участием Лилички, ощущение предательской стали в глазах изменницы. Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Тринадцатый - страницы книг порэта раздетаются в карнавале. Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
несуетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Четырнадцатый - девушка останавливается, ей нечем дышать. Она прочла стихи поэта. Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Пятнадцатый - листочки под ногами, как цветы на пути Будды. Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.