В алхимии химера символизировала трансформацию материи, а в искусстве — эксперименты с формой. Такова "Чайка" Чехова. Константин встречается с химерами искусства в лице матери, любимой девушки, Тригорина - и не выносит этого. Настоящее искусство обречено?..
Согласно концепции Л.Н. Гумилева, столкновение двух этнически разных культур ведет к возникновению антикультуры - химеры. Начинает формироваться химерическая идеологическая и эстетически уродливая конструкция, вызванная к жизни столкновением несовместимых культур. Химера является результатом деятельности антисистемы — «целостности людей, — как объясняет это понятие Л. Гумилев, — с негативным мироощущением, выработавшей общее для своих членов мировоззрение. Все антисистемные идеологии и учения объединяются одной центральной установкой: они отрицают реальный мир в его сложности и многообразии во имя тех или иных абстрактных целей <…>. Для антисистемы характерны известная скрытность действий и такой прием борьбы, как ложь. Антисистемы всегда складываются в зонах контакта несовместимых суперэтносов — химерах, в силу чего их идеологии противопоставляют себя любой этнической традиции» (17).
Интересно в этом отношении сравнить две эпохи: смутного времени и ситуацию 30-х годов ХХ века. Авторы смутного времени, будучи свидетелями и участниками событий, в своих повестях используют заимствованную пышную риторику, вплетая в повествование знамения, чудеса, назидания царям. Виновником всего назван Борис Годунов, второй по значимости - Лжедмитрий. Возникла проза-химера. О ситуации 30-х хорошо сказал современный исследователь:
"Возможно, в результате столкновения двух конфликтных, противоположных начал, содержащихся в национальной русской культуре, — культуре народной, представленной в литературе именами Есенина, Клычкова, Клюева, и элитарной, дворянской, связанной с именем Блока, Ходасевича, Белого, Булгакова, — проявилась уродливая химерическая конструкция. Это вовсе не значит, что в ходе революции и гражданской войны «черная кость» побила «белую» или наоборот, что одна культура «победила» другую; нет, в результате взаимной аннигиляции уничтожены оказались обе, а на их месте возникла некая новая, третья, — «химера», проявившаяся и в литературе, и в других видах искусства, таких, как архитектура, живопись, монументальная скульптура, музыка. Но русская литература обладала достаточным запасом прочности, для того чтобы противостоять химере, так что аннигиляция не затронула все литературные течения и направления — истинные художественные ценности продолжали создаваться и внутри реалистической эстетической системы, и внутри модернизма". (Михаил ГОЛУБКОВ)
Как яркий пример антисистемы Гумилёв приводил манихейство. Вот какую характеристику он дал этому вероисповеданию: «Высшей добродетелью манихеев было неприятие жизни, неудовлетворённость, которая неизбежно порождала уныние. Вторая добродетель - непримиримость ко всему плотскому - исключала сострадание и милосердие, следовательно, давала простор жестокости, возводя её в принцип. Третья установка - изнурение плоти путём совмещения аскетизма и распутства - делала возможным существование семьи, которая была лишь терпима, но не благословенна. Эти три принципа диаметрально противоположны христианству, где уныние - смертельный грех, милосердие - добродетель, а создание моногамной семьи - акт веры и таинство». По Гумилёву, антисистема губит искусство и людей, поскольку её приверженцы считают жизнь мучением, а небытие – благом».
Образ химеры - символичен и аллегоричен, практически всегда имеет отношение к искусству, обозначает его:
в «Илиаде» Гомера химера — воплощение опасной иллюзии, которую побеждает герой Беллерофонт. Это метафора борьбы с внутренними или внешними «химерами» — ложными идеями, утопиями.
- «Макбет» Шекспира. В произведении химера используется как метафора ведьмовского пророчества о будущем, где «справедливое — грязное, а грязное — справедливое».
- «Энеида» Вергилия. В произведении химера предстаёт как одно из ужасных чудовищ, которых царь Эней встречает в подземном мире.
- «Искушение святого Антония» Гюстава Флобера. Химера в произведении — «символ фантазии», зеленоглазое существо, которое лает и извергает огонь из ноздрей, ведёт беседу со Сфинксом — «символом реальности».
- «Цирк доктора Лао» Чарльза Финнея. В пьесе химера показана как лев с орлиными крыльями и хвостом дракона, а сам герой романа доктор Лао утверждает, что химера не может очищать желудок естественным путём и вынуждена сжигать остатки пищи в своих внутренностях, — отсюда и огонь, вырывающийся из пасти.
- «Книга воображаемых существ» Хорхе Луиса Борхеса. Химера в произведении изображается как чудовище, вселяющее страх в сердца тех, кто сталкивается с ним.
Химера в архитектуре: готика и защита от хаосаВ средневековой Европе химеры (горгульи) на соборах выполняли не только практическую функцию водостоков, но и
символическую:
- Защита от зла: чудовищные образы отпугивали демонов, воплощая идею «зло против зла».
- Напоминание о грехе: их уродливые формы контрастировали с гармонией храма, символизируя борьбу добра и зла в душе человека.