Для объяснения многого существует одно

Концепт

  • КОНЦЕ'ПТ, а, м. [латин. conceptum]. Общее понятие, общее представление.
Это основная идея, объясняющая многое или принцип, лежащий в основе чего-либо. Он может включать в себя абстрактные понятия, такие как “судьба”, “возмездие” или “равенство", а также конкретные предметы в абстрактной форме "отчий дом". Концепты могут быть использованы для создания новых идей, продуктов или услуг, а также для объяснения и понимания существующих явлений.

Концепт судьбы

Судьба - это представление. Судьба часто представляется как непреодолимая сила, которая определяет жизнь человека, его испытания и несчастья. Однако, в то же время, судьба может дать возможность для личностного роста и саморазвития, позволяя героям преодолеть свои слабости и страхи.

Судьбу определяют, как известно, не гадалки, не звезды, а поступки, сознательный выбор между добром и злом, настойчивые попытки изменить свою участь. Историческое время определяет судьбы отдельных людей и поколений.
  1. Александр Сергеевич Пушкин “Евгений Онегин”: В данном романе судьба играет роль рока, который определяет судьбы главных героев. Можно ли назвать этот рок добрым? В истории, когда господствовали романтические тенденции, невозможно быть счастливыми.
  2. В "Сказке о золотой рыбке" старуха осталась у разбитого корыта потому, что жадность и абсурдные пожелания помешали изменить судьбу.
  3. Михаил Лермонтов “Герой нашего времени”: Здесь применяется метафора "топор судьбы". Печорин удручен тем, что ему приходится играть роль топора судьбы. И прекрасно понимает, что топор занесен также и над ним. Историческое время - эпоха после восстания декабристов- безвременье. Судьбы умных людей незавидны. Печорин не исключение. "Тучи" - в стихотворении лирический герой наблюдает за движением тучек и немного завидует им в том, что они свободны. Тем не менее, ни он, ни они не могут изменить маршрут.
  4. Федор Достоевский “Преступление и наказание”: Судьба здесь выступает как бедность, нищета, против которой действуют герои - Дуня, Соня, Родион.
  5. Лев Толстой “Война и мир”: В романе судьба является историей. Судьбой "великого полководца" распорядилась дубина народной войны. Судьба у Толстого становится историей семей, историей России. Поступки героев являются движущей силой, которая определяет развитие сюжета и ход истории. "Кавказский пленник" - показаны два русских офицера, один из которых подчинился своей участи, второй - нет.
  6. Антон Чехов “Вишневый сад”: Судьба здесь представлена в виде неизбежного конца старого порядка и начала новых времен.
  7. Александр Солженицын “Архипелаг ГУЛАГ”: В произведении судьба - это история жертв сталинских репрессий, связанная с судьбой России и его личной судьбой. .
  8. Роман Ф. Скотта Фицджеральда “Великий Гэтсби”. Главный герой, Джей Гэтсби, верит в свою счастливую судьбу и стремится к ней, несмотря на все препятствия. Он любит и делает все, чтобы воссоединиться с любимой. Однако его выбор - не самый разумный, и судьба оказывается трагической - он погибает, так и не достигнув своей цели.
  9. Роман Т. Кенилли “Список Шиндлера”. Здесь судьба главного героя, Оскара Шиндлера, также связана с его внутренним выбором. Он решает спасти жизни евреев, рискуя своей жизнью и благополучием. В результате его судьба становится символом человеческой доброты и сострадания.
  10. В древнегреческой литературе судьба часто ассоциируется с Мойрами - богинями, которые прядут нити человеческой жизни. В “Илиаде” Гомера, например, судьба становится ключевой движущей силой действия, определяя победу одних героев и поражение других - к судьбам героев причастна воля богов. В трагедиях Эсхила и Софокла судьба играет роль неумолимого рока, которому герои должны подчиняться.
  11. Средневековая литература также часто обращается к концепции судьбы. В рыцарских романах судьба становится проводником героев к их предначертанному и исполнению их миссии. В произведениях Уильяма Шекспира судьба также играет важную роль. Например, в “Ромео и Джульетте” судьба приводит к трагической развязке, когда герои не могут преодолеть преграды, стоящие на их пути. Однако их жертва прекратила кровную месть и стала светильником, освещающим путь другим влюбленным.
Рассмотрите на примере Жилина и Костылина концепт судьбы. Кто смирился со своей участью, а кто боролся с судьбой.
“Кавказский пленник” - это рассказ Льва Толстого, который был написан в 1872 году. В центре сюжета находится русский офицер Жилин, который вместе с Костылиным попадает в плен к горцам на Кавказе. Жилин пытается бежать из плена, но терпит неудачу и попадает в плен во второй раз. Он проводит время в плену, исследуя местность, пытаясь найти способ сбежать. В конце концов, ему при помощи девочки Дины удается бежать, но его друг, Костылин, вечно всем недовольный, остается в плену. Рассказ заканчивается тем, что Жилин возвращается домой и начинает новую жизнь.
Дочитайте горскую легенду в пересказе Лермонтова ("Беглец").
  1. Кто является главным героем стихотворения?
  2. Почему герой бежит с поля боя?
  3. Как автор описывает чувства и страдания героя во время его бегства?
  4. Что происходит с героем по прибытии в родную деревню?
  5. Какое значение имеет образ поющей девушки в стихотворении?
  6. Какую роль играет образ матери в произведении?
  7. Почему автор сравнивает героя с загнанным зверем - зайцем?
  8. Какой смысл вкладывает автор в слово “беглец”?
  9. Какие религиозные и культурные мотивы присутствуют в стихотворении?
  10. Какие пути избавления от судьбы - одиночества, смерти - можно было было предпринять?
  11. Как идея фатума раскрывается в этом произведении?
  12. Какое представление помешало Гаруну воссоединиться со своей семьей?
  13. Чем могла строчка "Быстрей, чем заяц от орла" помочь Горькому создать легенду о Ларре?
Гарун бежал быстрее лани,
Быстрей, чем заяц от орла;
Бежал он в страхе с поля брани,
Где кровь черкесская текла;
Отец и два родные брата
За честь и вольность там легли,
И под пятой у супостата
Лежат их головы в пыли.
Их кровь течет и просит мщенья,
Гарун забыл свой долг и стыд;
Он растерял в пылу сраженья
Винтовку, шашку — и бежит!
И скрылся день; клубясь, туманы
Одели темные поляны
Широкой белой пеленой;
Пахнуло холодом с востока,
И над пустынею пророка
Встал тихо месяц золотой…
(М.Лермонтов.Беглец)
Как в данном отрывке работает концепт "судьба"? Почему Раскольников борьбу с судьбой Дунечки счел хуже борьбы с нищетой Сонечки? Какой он представляет свою собственную судьбу? Что в нынешнем положении его не устраивает и почему? Как в "Преступлении и наказании" Достоевского показана неоднозначность оценки действий героинь в отношении своей судьбы? В каких еще произведениях литературы представлены ложные пути выхода из материального тупика и чем они связаны с концептом судьбы Достоевского?
"Милый мой Родя, -- писала мать, -- вот уже два месяца с лишком как я не беседовала с тобой письменно, от чего сама страдала и даже иную ночь не спала, думая. Но, наверно, ты не обвинишь меня в этом невольном моем молчании. Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше всё, вся надежда, упование наше. Что было со мною, когда я узнала, что ты уже несколько месяцев оставил университет, за неимением чем содержать себя, и что уроки и прочие средства твои прекратились! Чем могла я с моими ста двадцатью рублями в год пенсиона помочь тебе? Пятнадцать рублей, которые я послала тебе четыре месяца назад, я занимала, как ты и сам знаешь, в счет этого же пенсиона, у здешнего нашего купца Афанасия Ивановича Вахрушина. Он добрый человек и был еще приятелем твоего отца. Но, дав ему право на получение за меня пенсиона, я должна была ждать, пока выплатится долг, а это только что теперь исполнилось, так что я ничего не могла во всё это время послать тебе. Но теперь, слава богу, я, кажется, могу тебе еще выслать, да и вообще мы можем теперь даже похвалиться фортуной, о чем и спешу сообщить тебе. И, во-первых, угадываешь ли ты, милый Родя, что сестра твоя вот уже полтора месяца как живет со мною, и мы уже больше не разлучимся и впредь. Слава тебе господи, кончились ее истязания, но расскажу тебе всё по порядку, чтобы ты узнал, как всё было, и что мы от тебя до сих пор скрывали. Когда ты писал мне, тому назад два месяца, что слышал от кого-то, будто Дуня терпит много от грубости в доме господ Свидригайловых, и спрашивал от меня точных объяснений, -- что могла я тогда написать тебе в ответ? Если б я написала тебе всю правду, то ты, пожалуй бы, всё бросил и хоть пешком, а пришел бы к нам, потому я и характер и чувства твои знаю, и ты бы не дал в обиду сестру свою. Я же сама была в отчаянии, но что было делать? Я и сама-то всей правды тогда не знала. Главное же затруднение состояло в том, что Дунечка, вступив прошлого года в их дом гувернанткой, взяла вперед целых сто рублей, под условием ежемесячного вычета из жалованья, и, стало быть, и нельзя было место оставить, не расплатившись с долгом. Сумму же эту (теперь могу тебе всё объяснить, бесценный Родя) взяла она более для того, чтобы выслать тебе шестьдесят рублей, в которых ты тогда так нуждался и которые ты и получил от нас в прошлом году. Мы тебя тогда обманули, написали, что это из скопленных Дунечкиных прежних денег, но это было не так, а теперь сообщаю тебе всю правду, потому что всё теперь переменилось внезапно, по воле божией, к лучшему, и чтобы ты знал, как любит тебя Дуня и какое у нее бесценное сердце. Действительно, господин Свидригайлов сначала обходился с ней очень грубо и делал ей разные неучтивости и насмешки за столом... Но не хочу пускаться во все эти тяжелые подробности, чтобы не волновать тебя напрасно, когда уж всё теперь кончено. Короче, несмотря на доброе и благородное обращение Марфы Петровны, супруги господина Свидригайлова, и всех домашних, Дунечке было очень тяжело, особенно когда господин Свидригайлов находился, по старой полковой привычке своей, под влиянием Бахуса. Но что же оказалось впоследствии? Представь себе, что этот сумасброд давно уже возымел к Дуне страсть, но всё скрывал это под видом грубости и презрения к ней. Может быть, он и сам стыдился и приходил в ужас, видя себя уже в летах и отцом семейства, при таких легкомысленных надеждах, а потому и злился невольно на Дуню. А может быть, и то, что он грубостию своего обращения и насмешками хотел только прикрыть от других всю истину. Но наконец не удержался и осмелился сделать Дуне явное и гнусное предложение, обещая ей разные награды и сверх того бросить всё и уехать с нею в другую деревню или, пожалуй, за границу. Можешь представить себе все ее страдания! Оставить сейчас место было нельзя, не только по причине денежного долга, но и щадя Марфу Петровну, которая могла бы вдруг возыметь подозрения, а следовательно, и пришлось бы поселить в семействе раздор. Да и для Дунечки был бы большой скандал; уж так не обошлось бы. Были тут и многие разные причины, так что раньше шести недель Дуня никак не могла рассчитывать вырваться из этого ужасного дома. Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером. Дунечка многое может сносить и даже в самых крайних случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости. Она даже мне не написала обо всем, чтобы не расстроить меня, а мы часто пересылались вестями. Развязка же наступила неожиданная. Марфа Петровна нечаянно подслушала своего мужа, умолявшего Дунечку в саду, и, поняв всё превратно, во всем ее же и обвинила, думая, что она-то всему и причиной. Произошла у них тут же в саду ужасная сцена: Марфа Петровна даже ударила Дуню, не хотела ничего слушать, а сама целый час кричала и, наконец, приказала тотчас же отвезти Дуню ко мне в город, на простой крестьянской телеге, в которую сбросили все ее вещи, белье, платья, всё как случилось, неувязанное и неуложенное. А тут поднялся проливной дождь, и Дуня, оскорбленная и опозоренная, должна была проехать с мужиком целых семнадцать верст в некрытой телеге".

Концепт судьбы тесно связан с мотивом выбора. Зверь ты или человек? В романе Голдинга "Повелитель мух" ребятам приходилось выбирать между животными инстинктами и человечностью. Сопоставьте поведение ребят на острове с поведением ребят в коллективе подростков в романе Железникова "Чучело".
В рассказе “Старик и море” Эрнеста Хемингуэя судьба здесь представлена в виде некой силы, которая испытывает и проверяет старика, главного героя рассказа. Фортуна отвернулась от него, словно проверяя на терпение, мужество, веру. Он долгое время не мог поймать ни одной рыбы.
И все же каждый день он выходит в море, надеясь на удачу и милость судьбы. Несмотря на все трудности и неудачи, старик не теряет веры в себя и продолжает бороться.
Концепт судьбы в этом рассказе также связан с идеей испытания и проверки. Главный герой, поймав рыбу, проходит в море через множество испытаний, которые проверяют его силу духа, терпение, сноровку и веру. Он столкнулся с болью - трудно держать рыбу, с голодом, усталостью, одиночеством, но, ведя с самим собой диалог, нашел в себе силы продолжать борьбу. Акулы съедают пойманную стариком рыбу, остается один скелет. Однако упорство старика было вознаграждено: мальчик, его помощник, снова стал рыбачить с ним в одной лодке.

Рыба становится символом его победы, для которой временное, случайное везение не имеет значения - имеет значение лишь профессионализм.
Таким образом, концепт судьбы в рассказе “Старик и море” символизирует борьбу человека с трудностями и испытаниями, которые ставит перед ним жизнь. Судьба здесь выступает в роли некой высшей силы, которая проверяет и испытывает главного героя, но в то же время дает ему возможность проявить свои лучшие качества и достичь успеха.

Поиск лучшей судьбы - что удивительно - кому завидуют, ту судьбу и считают счастливой.
Сошлися - и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?

Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому!-
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю...
(Некрасов. Кому на Руси жить хорошо?)
Машу Миронову, согласно словам генерала, ждала спокойная судьба: выйти замуж за Швабрина, тогда ее пугачевцы не тронут, а когда придут свои, Швабрина расстреляют, и она, оставшись вдовой, быстро найдет себе нового мужа. Почему же тревожился Гринев? Почему, выйдя из распоряжения своей воинской части, бросился ее спасать?
"- Ручаюсь вам за успех, - отвечал я с жаром. - Только отпустите меня.
"Нет, молодой человек", - сказал он качая головою - "На таком великом
расстоянии неприятелю легко будет отрезать вас от комуникации с главным
стратегическим пунктом и получить над вами совершенную победу. Пресеченная
комуникация..."
Я испугался, увидя его завлеченного в военные рассуждения, и спешил его
прервать. - Дочь капитана Миронова, - сказал я ему, - пишет ко мне письмо:
она просит помощи; Швабрин принуждает ее выдти за него замуж.
"Неужто? О, этот Швабрин превеликий Schelm, и если попадется ко мне в
руки, то я велю его судить в 24 часа, и мы расстреляем его на парапете
крепости! Но покаместь надобно взять терпение....
- Взять терпение! - вскричал я вне себя. - А он между тем женится на
Марье Ивановне!..
"О!" - возразил генерал. - "Это еще не беда: лучше ей быть покаместь
женою Швабрина: он теперь может оказать ей протекцию; а когда его
расстреляем, тогда, бог даст, сыщутся ей и женишки. Миленькие вдовушки в
девках не сидят; то есть, хотел я сказать, что вдовушка скорее найдет себе
мужа, нежели девица".
- Скорее соглашусь умереть, - сказал я в бешенстве, - нежели уступить
ее Швабрину!
"Ба, ба, ба, ба!" - сказал старик. - "Теперь понимаю: ты, видно, в
Марью Ивановну влюблен. О, дело другое! Бедный малый! Но всЈ же я никак не
могу дать тебе роту солдат и пол-сотни казаков. Эта экспедиция была бы
неблагоразумна; я не могу взять ее на свою ответственность".
Я потупил голову; отчаяние мною овладело. Вдруг мысль мелькнула в
голове моей:(1) в чем оная состояла, читатель увидит из следующей главы, как
говорят старинные романисты".
(А.Пушкин. Капитанская дочка)

Нужно ли смиряться со своей судьбой? (пример сочинения)
Дарья Попова (11 класс)

           Исторически сложилось так, что тема судьбы даёт пищу для размышлений писателям и философам уже ни одно столетие. Может ли человек выбирать свою судьбу или она расписана кем-то свыше, а мы обязаны слепо следовать тому, что нам уготовано?
           Ответить на этот вопрос можно ссылаясь на мнения известных писателей, чьи произведения считаются классикой, например, Лермонтова. В его романе «Герой нашего времени» тема судьбы раскрывается достаточно ярко, особенно в главе «Фаталист». Как известно, случай, описанный в этой главе, является реальным происшествием, о котором рассказал Лермонтову его хороший друг — казак Аким Акимыч. Эту историю писатель пересказал в своём произведении, правда, с более трагичным концом. Вулич, герой последней главы романа о Печорине, являвшийся фаталистом и решивший испытать собственную судьбу, приставив к груди пистолет. В этот момент Вуличу удаётся избежать смерти, но испытываемая им судьба не остаётся в долгу и вместо достойной смерти посылает ему позорную — быть зарезанным ночью казаком. Такой сюжет напоминает мне евангельскую притчу о бесах, которые вышли из сумасшедшего человека и вселились в стадо свиней, заставив их броситься с обрыва. Обратное действие мы видим в произведении Лермонтова, где казак, разрубив свинью, выпускает беса наружу. Нечистая сила вселяется в бедного казака, именно она требует душу фаталиста Вулича. Судьба как бы «подкладывает Вуличу свинью» за то, что он решил поиграть с ней. Реминисценция Михаила Юрьевича на Евангелия может указывать на мнение автора о том, что судьбой человека управляет не божья сила, а дьявольская. Бог же даёт людям свободу, что показывается на Печорине, который своими смелыми и решительными действиями смог отвратить от себя дьявольский рок.
           В то же время Печорин может являться и неким топором судьбы, как бы предсказывая смерть Вулича: «...я читал печать смерти на бледном лице его. Я замечал, и многие
старые воины подтверждали мое замечание, что часто на лице человека, который
должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток
неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться». Он будто предсказывает его судьбу, что не может не наводить на мысль о том, что он вовсе не противостоит дьявольскому року, а лишь идёт немного впереди него, наблюдая со стороны за тем, что происходит. Печорин может являться нейтральной стороной между богом и дьяволом, неким предсказателем, который знает, что будет в будущем. Он не может верить или не верить в судьбу, поэтому вопрос о том, покоряться ей или нет вряд ли стоит задавать именно этому герою.
 Мнение о свободе выбора человека можно найти также и в произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», в котором автор представляет читателю два образа: человека, покорившегося судьбе, и человека, борющегося с ней и противостоящего ей. Здесь, как раз, можно провести параллель и с Евангелием, увидев в Жилине силу божию, сражающуюся с дьвольским промыслом, и овладеваемого бесами Костылина, который поддаётся собственной слабости, а потом и вовсе заболевает в плену у татар, словно по велению самой судьбы. Жилину же, смелому и сильному духом, доброму к маленькой девочке Дине и даже к своему пленному товарищу, благоволит всё, хоть и не с первого раза. Этим Толстой, возможно, показывает, что противостоять дьяволу — задача сложная, но вполне выполнимая.
           С другой стороны, Жилин так и не доезжает до своей матери и не женится, хотя хотел. Он остаётся служить на Кавказе, будто смиряясь с судьбой. Получается, рок Костылина заключается в том, чтобы провести полгода в плену у татар, а рок Жилина — в том, чтобы остаться служить, не обретя семейного счастья. Так получается, что к любой жизненной ситуации можно привязать волю судьбы или заявить, что всё происходящее — это последствия наших поступков.
           Но вывод из этих двух произведений точно можно сделать такой: всё зависит только от человеческой веры в судьбу или в себя. Веришь ли ты в волю божию или полагаешься только на собственные решения — неважно, всё равно есть поступки и есть последствия, ответ за которые держать только тебе. Не стоит покоряться обстоятельствам, которые не приносят тебе ничего хорошего, и противиться тому, что тебе благоволит. У любого человека есть выбор, который также распространяется и на веру в судьбу.

Концепт дома

Концепт дома отражает национальные особенности культуры, менталитета, традиций и обычаев разных народов. Дом - место, где человек родился и вырос, семейный очаг, символ безопасности и стабильности, защита от внешнего мира и его опасностей, убежище от житейских бурь и невзгод.
Диоген жил в бочке, показывая презрение к дому, уюту.
Дом в русской литературе поначалу воспринимался как презренный быт, мещанство, затем постепенно он становится символом национальной идентичности, духовной связи человека с корнями, традициями и историей своего народа. В произведениях русских классиков, таких как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, дом олицетворяет патриархальные устои, семейные ценности и традиции, а также служит местом, где герои могут найти утешение и поддержку в трудные моменты жизни.
В поэме Твардовского "Василий Теркин" дом - это мир, мирное бытие.
А вот в поэме Гоголя "Мертвые души" усадьбы помещиков - это отражение их характеров.
Зарубежная литература также уделяет значительное внимание концепту дома.
Робинзон Крузо у Д.Дефо благодаря созданию дома на острове не стал дикарем. Показан дом и как убежище, и как основа человечности.
В романах Ч. Диккенса, У. Теккерея, Э. Бронте, О. Уайльда дом является отражением социального статуса и материального благополучия героев, их образа жизни и привычек.
В произведениях Т. Гарди, Дж. Голсуорси, Э. Хемингуэя дом становится символом потерянного рая, утраченного счастья и разрушенных надежд.
.

В послевоенное время концепт родного дома приобрел особый смысл: пристанище, где тебя ждут. Кого ждет старушка? Разве ж для именно этого путника открыта ее дверь и всю ночь горит огонь? Почему она одна? Где те люди, что изображены на снимках? Почему странник ошибся и принял простой русский дом за гостиницу и хотел расплатиться? В чем смысл поэтического осмысления этой ошибки?
В каких еще произведениях используется противопоставление света и мрака и как они связаны со стихотворением Н.Рубцова "Русский огонек"?
Погружены
в томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели!
Оцепенели маленькие ели,
И было небо тёмное, без звезд.
Какая глушь! Я был один живой
Один живой в бескрайнем мёртвом поле!
Вдруг тихий свет — пригрезившийся, что ли? —
Мелькнул в пустыне, как сторожевой…
Я был совсем как снежный человек,
Входя в избу, — последняя надежда! —
И услыхал, отряхивая снег:
— Вот печь для вас… И тёплая одежда… —
Потом хозяйка слушала меня,
Но в тусклом взгляде жизни было мало,
И, неподвижно сидя у огня,
Она совсем, казалось, задремала…
2
Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий!
Огнём, враждой земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет…
— Скажи, родимый, будет ли война?
И я сказал:
— Наверное, не будет.
— Дай бог, дай бог… ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет… —
И вдруг опять: — Не будет, говоришь?
— Нет, — говорю, — наверное, не будет!
— Дай бог, дай бог…
И долго на меня
Она смотрела, как глухонемая,
И, головы седой не поднимая,
Опять сидела тихо у огня.
Что снилось ей? Весь этот белый свет,
Быть может, встал пред нею в то мгновенье?
Но я глухим бренчанием монет
Прервал её старинные виденья.
— Господь с тобой! Мы денег не берём.
— Что ж, — говорю, — желаю вам здоровья!
За всё добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью…
3
Спасибо, скромный русский огонёк,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далёк,
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле, и нет тебе покоя…
(Н.Рубцов. Русский огонек)
Кто такие "оне", о которых говорит Дарья?
Какое значение имеет образ Дарьи для понимания идеи романа?
Какие черты ее характера наиболее ярко проявляются в этом отрывке?
Почему она уверена, что затопление не минует и все другие районы, куда бы ее не отправили из этого, подлежащего затоплению, острова?
Как в данном отрывке отразились веровании о всемирном потопе?
В каких еще произведениях несчастья представлены библейскими образами?

"Она разлила чай, подвинула Богодулу его стакан, плеснула из своего в блюдце и отпила. И, словно прислушиваясь к чему-то, улавливая что-то, подняла голову и замерла, затем, уловив, опять опустила ее и снова прихлебнула, поднеся блюдце к сухим, со змеиной кожей, острым губам. И круто повернула разговор:
– Седни думаю: а ить оне с меня спросют. Спросют: как допустила такое хальство, куды смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальет, навроде тоже как я виноватая. И что наособицу лягу. Лучше бы мне не дожить до этого – господи, как бы хорошо было! Не-ет, надо же, на меня пало. На меня. За какие грехи?! – Дарья глянула на образ, но не перекрестилась, задержала руку. – Все вместе: тятька, мамка, братовья, парень – однуе меня увезут в другую землю. Затопить-то опосле и меня, поди-ка, затопят, раз уж на то пошло, и мои косточки поплывут, ан не вместе. Не догнать будет".
(В.Распутин. Прощание с Матерой)

— Ты чего?
— А я дровишек
Для хозяйки нарубить.
Вот не спится человеку,
Словно дома — на войне.
Зашагал на дровосеку,
Рубит хворост при луне.
Тюк да тюк. До света рубит.
Коротка солдату ночь.
Знать, жену жалеет, любит,
Да не знает, чем помочь.
Рубит, рубит. На рассвете
Покидает дом боец.
А под свет проснулись дети,
Поглядят — пришел отец,
Поглядят — бойцы чужие,
Ружья разные, ремни.
И ребята, как большие,
Словно поняли они.
И заплакали ребята.
И подумать было тут:
Может, нынче в эту хату
Немцы с ружьями войдут…
И доныне плач тот детский
В ранний час лихого дня
С той немецкой, с той зарецкой
Стороны зовет меня.
Я б мечтал не ради славы
Перед утром боевым,
Я б желал на берег правый,
Бой пройдя, вступить живым.
И скажу я без утайки,
Приведись мне там идти,
Я хотел бы к той хозяйке
Постучаться по пути.
(А.Твардоский. "Василий Теркин")
Во время войны любой дом - ДОМ. Там воспоминания о мирной жизни. Теркин мечтает вернуться сюда и поклониться в ноги гостеприимной хозяйке, потому что на таких женщинах мир держится.
В романе Уильяма Теккерея “Ярмарка тщеславия” концепт дома раскрывается через образы двух главных героинь - Ребекки Шарп и Эмилии Седли, которые попали в пансион, Причем Ребекка - лишившись родителей. То есть налицо бездомье, тоска. Ребекка, дочь бедного художника, с детства мечтает о богатстве и славе, и ради достижения своих целей готова на все, она чувствует, что пансион- далеко не родной дом и ведет себя в нем вызывающе. Эмилия же - скромная, наивная девушка из благородной семьи, воспитанная на идеалах любви и верности, ей даже в пансионе было комфортно. Пригласив подругу домой, она щедро делится с ней разными безделушками.
Обе героини сталкиваются с трудностями и испытаниями на своем пути, но каждая из них находит свое место в жизни. Ребекка становится содержанкой богатого и влиятельного баронета, который помогает ей войти в высшее общество. Она становится светской львицей и успешной писательницей, но ее успех достигается ценой потери друзей и близких. Эмилия же, несмотря на свою наивность и неопытность, находит счастье в браке с любимым человеком и создает уютный дом, который становится для нее опорой и защитой от внешнего мира.
Теккерей показывает, что не важно, где ты - в пансионе или родном доме. Дом может быть не только местом, он - суть твоего отношения к миру и людям.

 "И вот после смерти матери девочка была перевезена в пансион, который должен был стать ее домом. Строгая его чинность угнетала ее; молитвы и трапезы, уроки и прогулки, сменявшие друг друга с монастырской монотонностью, тяготили ее свыше всякой меры. Она с таким сожалением вспоминала о свободной и нищей жизни дома, в старой мастерской, что все, да и она сама, думали, что она изнывает, горюя об отце. Ей отвели комнатку на чердаке, и служанки слышали, как Ребекка мечется там по ночам, рыдая. Но рыдала она от бешенства, а не от горя. Если раньше ее нельзя было назвать лицемеркой, то теперь одиночество научило ее притворяться. Она никогда не бывала в обществе женщин; отец ее, при всей своей распущенности, был человеком талантливым; разговор с ним был для нее в тысячу раз приятней болтовни с теми представительницами ее пола, с которыми она теперь столкнулась. Спесивое чванство старой начальницы школы, глупое добродушие ее сестры, пошлая болтовня и свары старших девиц и холодная корректность воспитательниц одинаково бесили Ребекку.
  Но было у бедной девушки и нежного материнского сердца, иначе щебетание и болтовня младших детей, порученных ее надзору, должны были бы смягчить ее и утешить, но она прожила среди них два года, и ни одна девочка не пожалела об ее отъезде. Кроткая, мягкосердечная Эмилия Седли была единственным человеком, к которому в какой-то мере привязалась Ребекка. Но кто не привязался бы к Эмилии!"
(Теккерей. Ярмарка тщеславия)

В этом романе концепт дома раскрывается через образ семьи Форсайтов, которая является одной из самых богатых и влиятельных семей в Англии. Форсайты — рантье, основная их забота — выгодное размещение капитала. Дом для Форсайтов - это не просто место, где они живут, это символ их статуса и богатства. Они не дружны, однако готовы на все, чтобы сохранить свой дом и свое положение в обществе. Они сильны своим домом, и дом прекрасен в пору своего расцвета.
Однако постепенно дом расшатывается. Внутри своего дома они страдают от одиночества и непонимания, их жизнь наполнена интригами и скандалами. В конце концов, дом становится для них не убежищем, а тюрьмой, из которой они не могут вырваться.
Голсуорси показывает, что дом не всегда может быть местом счастья и спокойствия, он может стать источником страданий и разочарований. Форсайты в каждом поколении понимают это слишком поздно, когда уже не могут изменить свою жизнь.

Тем, кто удостаивался приглашения на семейные торжества Форсайтов, являлось очаровательное и поучительное зрелище: представленная во всем блеске семья, принадлежащая к верхушке английской буржуазии. Если же кто-нибудь из этих счастливцев обладал даром психологического анализа (талантом, который не имеет денежной ценности и поэтому не пользуется вниманием со стороны Форсайтов), глазам его открывалась картина, не только восхитительная сама по себе, но и разъясняющая одну из темных проблем человечества. Иными словами, сборище этой семьи, – ни одна ветвь которой не чувствовала расположения к другой, между любыми тремя членами которой не было ничего заслуживающего названия симпатии, – помогало внимательному наблюдателю уловить признаки той загадочной, несокрушимой живучести, которая превращает семью в такое мощное звено общественной жизни, в такое точное воспроизведение целого общества в миниатюре. Этому наблюдателю представлялась возможность прозреть туманные пути развития общества, уяснить себе кое-что о патриархальном быте, о передвижениях первобытных орд, о величии и падении народов. Он уподоблялся тому, кто, следя за ростом молодого деревца, живучесть и обособленное положение которого помогли ему уцелеть там, где погибли сотни других растений, менее стойких, менее сильных и выносливых, в один прекрасный день видит его в самый разгар цветения, покрытым густой, сочной листвой и почти отталкивающим в своей пышности.
Пятнадцатого июня 1886 года случайный наблюдатель, попавший около четырех часов дня в дом старого Джолиона Форсайта на Стэнхоп-Гейт, мог увидеть лучшую пору цветения Форсайтов.

 (Джон Голсуорси “Сага о Форсайтах”)
"Да вот она" - отвечал ямщик указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою. Я велел ехать к коменданту и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.
Никто не встретил меня. Я пошел в сени и отворил дверь в переднюю.
Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого
мундира. Я велел ему доложить обо мне. "Войди, батюшка", - отвечал инвалид:
- "наши дома". Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу
стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове".
(Пушкин. Капитанская дочка)

Напиши сказку. Название ее: “Дом, который всегда ждал своих хозяев”
Однажды в одном городе стоял старый дом, который был заброшен уже много лет. Все соседи думали, что он никогда не будет жить, потому что никто не хотел его ремонтировать - такой он был старый. Но однажды в этот город приехали новые жильцы - молодая семья с двумя детьми. Они решили попробовать отремонтировать этот дом и сделать его своим.
Они начали с того, что убрали весь мусор и грязь, которые накопились за многие годы. Затем они начали ремонтировать стены и крышу. Когда ремонт был закончен, дом стал выглядеть совсем по-другому. Он стал светлым и уютным.
Продолжи сказку.



Ноев ковчег может быть символом дома по нескольким причинам:
  1. Он представляет собой безопасное место, где люди и животные могли укрыться от великого потопа.
  2. Ковчег был построен Ноем по указаниям Бога, что символизирует то, как люди должны строить свои дома в соответствии с божественными принципами, жить дружно.
  3. Ковчег является символом защиты и убежища, что делает его подходящим образом для дома.
  4. Ноев ковчег также олицетворяет единство и гармонию между людьми и животными, что может быть полезным уроком для человечества.
Истина
Истина есть концепт, обнаруживший себя (Гегель)
  1. Федор Достоевский “Преступление и наказание” - Раскольников пытается понять, возможна ли "кровь по совести", если речь идет об униженных и оскорбленных. Достоевский пытается понять, что делать молодым, умным, талантливым, если им не дают развиваться. Он пишет "Преступление и наказание" в то время, когда господствует особый тип человека- человек в футляре, и время убивает молодые силы.
  2. Лев Толстой “Война и мир”. Пьер занят поиском собственного "я" и на войне приходит к выводу, что он простой солдат.
  3. Михаил Булгаков “Мастер и Маргарита”. Герой создает роман о Понтии Пилате, видя по-своему истину истории. История Понтия Пилата напоминает современные Булгакову события. Истина и в том, что роман - это некое "Евангелие от сатаны", злой, безжалостный и абсурдный.
  4. А.С.Пушкин. "Сказка о золотой рыбке". У старухи была масса идей, как использовать рыбку. Она искала себя в столбовой дворянке, в царице и владычице морской, но осталась у разбитого корыта.
  5. Уильям Голдинг “Повелитель мух”. На чьей стороне истина? Мальчики разделились на два лагеря. Им нужно выжить. Путь к выживанию и есть единственно возможная истина.
  6. Джордж Оруэлл “1984”. Идея создания идеального государства оказалась не самой лучшей для людей.
  7. Франц Кафка “Процесс”
  8. Артур Конан Дойл “Записки о Шерлоке Холмсе”
  9. Агата Кристи “Убийство по алфавиту”
  10. Эрнест Хемингуэй “Старик и море”. Идея заплыть в определенное место, ведь именно там может попасться большая рыба.
  11. Габриэль Гарсиа Маркес “Сто лет одиночества”. Отец семейства занимается науками.
  12. Джордж Мартин “Игра престолов”
  13. Дж. К. Роулинг “Гарри Поттер”. Идея Воландеморта подчинить себе весь мир.
  14. Джоан Роулинг “Фантастические звери и места их обитания”
  15. Джейн Остин “Гордость и предубеждение”. В романе Джейн Остен исследует концепцию истины через призму человеческих отношений и социального положения. Главная героиня, Элизабет Беннет, является образцом независимой и умной женщины, которая стремится к истине и справедливости, несмотря на ограничения своего времени и класса.
  16. Чарльз Диккенс “Большие надежды”
  17. Уильям Теккерей “Ярмарка тщеславия”
  18. Эрих Мария Ремарк “Три товарища”
  19. Фридрих Ницше “Так говорил Заратустра”. Идея сверхчеловека, который станет последней истиной.
  20. Дж. Фаулз. Коллекционер. Идея похитить девушку и влюбить ее в себя.
Можно ли делить людей на категории во имя провозглашения истины? Ответьте, стоит ли истина жертв, которые последуют после применения данной теории? Действует ли в науке, искусстве "закон джунглей"? Почему он не везде работает? Как эта теория связана с теорией Гегеля о неизбежном разделении общества не идеального еще государства на рабов и господ? Что имел ввиду Раскольников под невозможностью открытия Ньютоном закона всемирного тяготения? Кем, по вашему мнению, он считал сам себя - Ньютоном или Наполеоном? Как в данной теории раскрывается концепт судьбы?
"Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, -- более или менее, разумеется. Иначе трудно им выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться, опять-таки по природе своей, а по-моему, так даже и обязаны не соглашаться. Одним словом, вы видите, что до сих пор тут нет ничего особенно нового. Это тысячу раз было напечатано и прочитано. Что же касается до моего деления людей на обыкновенных и необыкновенных, то я согласен, что оно несколько произвольно, но ведь я же на точных цифрах и не настаиваю. Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, -- смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, -- это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление. (Вы припомните, у нас ведь с юридического вопроса началось). Впрочем, тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает (более или менее) и тем, совершенно справедливо, исполняет консервативное свое назначение, с тем, однако ж, что в следующих поколениях эта же масса ставит казненных на пьедестал и им поклоняется (более или менее). Первый разряд всегда -- господин настоящего, второй разряд -- господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать". (Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание)
Как идея, казавшаяся самой Матильде глупой, работает в этом произведении? Жюльен преступил черту лишь потому, что он незнатного происхождения?
"Знатное происхождение наделяет человека множеством всяких качеств, отсутствие которых оскорбляет меня, - я замечаю это на примере Жюльена, - думала Матильда, - но оно стирает те качества души, которыми заслуживают смертный приговор". В эту минуту кто-то сказал позади нее: "Ведь этот граф Альтамира-второй сын принца Сан-Назаро-Пиментеля. Его предок Пиментель пытался спасти Конрадина, обезглавленного в 1268 году. Это одна из самых родовитых семей в Неаполе".
   "Вот так подтверждение моей теории, - подумала Матильда, - будто знатное происхождение лишает человека той силы характера, без которой он неспособен навлечь на себя смертный приговор!.. "
(Стендаль. Красное и черное)
"Мастер и Маргарита". Булгакова. Ключевая идея - справедливости. Иешуа обвинили несправедливо, с Мастером поступили несправедливо, но по понятию справедливости того времени, по гегелевскому понятию справедливости. Ведь справедливость - это представление. Времена меняются - меняются и представления. Булгаков разделяет личное понятие справедливости, которое вечно и никогда не соотносится с временным представлением.

Счастье

Счастье - это представление, мы представляем себя счастливыми или несчастными. Что человеку мешает быть счастливым? Ничего.
Концепт “счастье” актуализируется в произведениях разных жанров и эпох, включая романы, пьесы, поэмы и рассказы. Некоторые примеры таких произведений:
“Фауст” Иоганна Вольфганга фон Гёте: главный герой ищет счастье, положившись на черта. Мефистофель предлагает его в различных формах, ожидая от героя фразы "Остановись, мгновенье, ты прекрасно", но в конечном итоге герой приходит к выводу, что истинное счастье заключается в коллективном труде и помощи другим.
"Кому на Руси жить хорошо" Николая Некрасова: в поэме крестьяне ищут счастливого, ориентируясь на знатность и богатство опрашиваемого. Однако сами не понимают, что свободны и счастливы: у них есть скатерть-самобранка, и они способны устроить пир на весь мир. Представление о собственном счастье у них напрочь отсутствует. Остальные персонажи также предпочитают видеть свои беды и несчастья.
"Евгений Онегин" Пушкина. "А счастье было так возможно". Герой поздно понял, что жил в плену ложных ценностей и упустил свое счастье.
"Мертвые души" Гоголя: счастливой семейной парой представлена семья Маниловых. Однако в этой семейной идиллии, как и в характере самого героя, слишком много "сахару".
“Война и мир” Льва Толстого: в романе представлены различные представления о счастье, от семейного благополучия до духовного просветления, показан также Платон Каратаев, которому ничто не мешает быть счастливым, где бы он ни был.
“Улисс” Джеймса Джойса: в романе исследуется тема счастья на фоне кризиса идентичности и социальных изменений.
“Посторонний” Альбера Камю: главный герой приходит к пониманию счастья через принятие своей свободы и ответственности за свою жизнь.
“Рассказ служанки” Маргарет Этвуд: в антиутопическом мире произведения счастье определяется через выполнение репродуктивной функции и подчинение власти.
"Мы" Замятин: Строители интеграла заняты важным делом, которое ведет к процветанию. Счастье в таком обществе представляется как иллюзорное состояние, достигаемое путем полного подчинения власти и отказа от собственного “я”.
“Сто лет одиночества” Габриэля Гарсиа Маркеса: идея счастья реализуется через стремление к свободе и любви. Однако каждый персонаж сталкивается с проблемой одиночества и невозможностью полностью реализовать свои мечты и желания.
Один из ключевых образов романа - это образ Ауры, которая ищет свое счастье в любви и свободе, но сталкивается с препятствиями в виде патриархальных традиций и условностей общества. Другой важный персонаж - Хосе Аркадио Буэндиа, который также стремится к счастью и свободе, но его путь приводит его к безумию и гибели.
В пьесе “На дне” Максима Горького концепт счастья реализуется через образы обитателей ночлежки, каждый из которых имеет свою печальную историю и свое понимание счастья. Они злы, циничны, глупы, плутоваты и ленивы, за что судьба отправила их на дно жизни. Один из главных героев, странник Лука, предлагает им свое понимание счастья, основанное на вере в доброту и милосердие людей, он утешает и говорит о смирении. Однако, его слова не находят отклика у обитателей ночлежки, они гонят его, и каждый продолжает искать свое счастье, часто не осознавая, что оно может быть найдено только внутри самого себя.
Ф.М.Достоевский. "Братья Карамазовы". Причина несчастий детей - живой отец. Но и убийство отца не сделало никого счастливым. В главе "Великий инквизитор", положившей начало антиутопиям, рассматривается счастье общества как неизбежный отход от заповедей Христа и отказ от свободы.

Проанализируйте эпизод. Что мешает Кабановой быть счастливой? Почему она так переживает по поводу пересудов?
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.
Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!
Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.
Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не сдыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.
Кабанов. Я, маменька...
Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А, как ты думаешь?
Кабанов. "Да когда же я, маменька, не переносил от вас?
Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.
Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи. (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!
Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.
Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?
Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.
(Островский. Гроза)

Что мешает Катерине быть счастливой? Темное царство или неумение чужой дом представить своим?
 Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы,-- у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!
   Варвара. Да ведь и у нас то же самое.
   Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи.
(Островский. Гроза)
Почему молодцу не мила стала жизнь? Есть ли иной выход из создавшейся ситуации?
Соловей мой, соловейко,
Птица малая лесная!
У тебя ль, у малой птицы,
Незаменные три песни,
У меня ли, у молодца,
Три великие заботы!
Как уж первая забота —
Рано молодца женили;
А вторая-то забота —
Ворон конь мой притомился;
Как уж третья-то забота —
Красну-девицу со мною
Разлучили злые люди.
Вы копайте мне могилу
Во поле, поле широком,
В головах мне посадите
Алы цветики-цветочки,
А в ногах мне проведите
Чисту воду ключевую.
Пройдут мимо красны девки,
Так сплетут себе веночки.
Пойдут мимо стары люди,
Так воды себе зачерпнут.
(А.Пушкин. Соловей)
Почему сюжет в стихотворении противоречит названию? О чем умолчал поэт? Что он понимает под счастьем?
  • НИКОГДА ВОВЕКИ


Зачем ты вновь меня томишь, воспоминанье?
Осенний день хранил печальное молчанье,
И ворон несся вдаль, и бледное сиянье
Ложилось на леса в их желтом одеянье.

Мы с нею шли вдвоем. Пленили нас мечты.
И были волоса у милой развиты, -
И звонким голосом небесной чистоты
Она спросила вдруг: "Когда был счастлив ты?"

На голос сладостный и взор ее тревожный
Я молча отвечал улыбкой осторожной,
И руку белую смиренно целовал.

- О первые цветы, как вы благоухали!
О голос ангельский, как нежно ты звучал,
Когда уста ее признанье лепетали!
Поль Варлен
Что мешает человеку быть счастливым?
Ульяна, 10 класс
Найти свое счастье может каждый. Но каждый ли может стать счастливым? Стивен Уильям Хокинг - английский физик-теоретик, космолог и астрофизик, писатель, успешный человек. Но не всё в жизни Стивена Хокинга было гладко. Его медленно убивала болезнь: на всю жизнь был прикован к инвалидному креслу, не мог самостоятельно говорить. Казалось бы, человек с такой болезнью не может быть счастливым, он будет только страдать и никогда не обретет счастье. Однако, смотря на его фотографии, мы замечаем доброту и счастье в глазах ученого. Его глаза светятся, они искренние и пронзительные, улыбка его не оставляет равнодушным, она заставляет улыбнуться и нас. Парадокс, скажем мы, человек ограничен во многом, но он выглядит счастливым. Что же нам мешает быть счастливыми?
Многие литературные герои клевещут на свою судьбу, находят источник своего несчастья в окружающем их мире, но не в себе. Вопросом счастья задавались такие писатели, как Н.А. Некрасов, А.Н. Островский и многие другие. Это вечный вопрос, ответ на который каждый человек должен найти сам.
Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается как сказка: «В каком году - рассчитывай, /// В какой земле – угадывай». Неизвестно, где происходят события, автор специально не называет точного города или деревни, таким образом показывая, что на всей Руси люди не могут найти поистине счастливого человека. Люди называют счастливым того, кто богат и властен, у кого есть возможность жить пышно и ни в чем себе не отказывать. Сами себя они не называют счастливыми, они жалуются на свою бедную или тяжелую жизнь, находя в ней только минусы. Крестьянин называет счастливым помещика, чиновника, царя, но не себя! Неужели невозможно найти радости в их жизни? Возможно, только счастье они находят в богатстве и сытости. Они боятся голода, холода и поэтому просят от жизни теплого дома, хлеба и денег. Это лишь их «призрачное счастье». Оно растает, как только они обретут деньги. И тогда они начнут требовать от жизни другого, называя это счастьем. Люди ненасытны, дав им одно, они тут же требуют следующего. И такие счастливыми не станут, пока не разберутся в себе, пока не поймут истинных ценностей и источников счастья.
Композиция в поэме «Кому на Руси жить хорошо» подобна солнечной системе, где солнце – крестьяне, а остальные встретившиеся – планеты, вращающиеся вокруг крестьян и вопроса о счастье. Первым крестьяне встречают попа, который видит счастье только в богатстве, покое и чести. Поп жалуется на свою тяжелую жизнь. Люди умирают, рождаются, болеют в не удобное для него время. Поп недоволен, что должен он идти и в поздний час на службу, что нет ему покоя, отдыха, что и день и ночь он слышит «предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль». «Угоды наши скудные, пески, болота, мхи» - поп жалуется, что вовсе нет богатства, роскоши в его жизни. Помещики перестали щедро одаривать попа, они после отмены крепостного права потеряли бесплатную рабочую силу, потеряли былую прибыль. «Попу поправка добрая» была счастьем, смыслом его бытия. Сам поп не любит свою работу, он стонет от нее, от того, что его называют «породой жеребячьею». Он жалуется, что горе, смерть вынужден видеть в любое время суток, нет ему отдыха и покоя. Но не замечает он и радости от рождения на свет ребенка, все так же жалуется: «Болящий, умирающий, рождающийся в мир не избирают времени». Ему противна работа попа. Христианская религия велит не впадать в уныние. Опрашиваемый поп, не видящий счастья, совершает этот грех – ропщет на судьбу, впадает в уныние. Хотя сам, в церкви, проповедует видеть мир Божий во всей красоте, таким, какой он есть: «Православные! Роптать на бога грех, несу мой крест с терпением». Поп недоволен своей судьбой, жалуется на нее, но ведь должен гордо нести свой крест.
Но нельзя судить людей по одному человеку. Если поп винит в несчастье других, а не себя, то это не значит, что все попы подобны ему. Все зависит от человека.
На своем пути крестьяне встречают Гаврила Афанасьевича Оболдуева. И задают ему все тот же вопрос: «Кому живется счастливо, вольготно на Руси?». Оболдуев, помещик, жалуется на отмену крепостного права. Он потерял власть, свою силу. Раньше он распоряжался жизнями своих крестьян, как требовала его душа: «Кого хочу – помилую, кого хочу - казню. Закон - мое желание!». Безнаказанно Оболдуев вершил судьбы людей, примерял на себя роль всевластного и вездесущего. «Порвалась цепь великая - теперь не бьем крестьянина» - свое могущество помещик называл цепью, державшей в узде крестьянина, туго прикованного к своему хозяину, нельзя было ему, низкому человеку, ослушаться и оплошать. Как только крестьяне стали вольными, Оболдуев и другие помещики лишились превосходства, они перестали быть вершителями судеб. Остался Оболдуев на произвол судьбы, нет больше покорных слуг, помощников, на ком держалось его поместье, да и его «счастливая» жизнь. Сам теперь он должен работать, хлопотать, чтоб жить в достатке. «Трудись! Кому вы вздумали читать такую проповедь!» - Оболдуев негодует, как он, «роду именитого», станет поля пахать. Не ждал помещик таких изменений, думал, будто он и предки все его смогут жить, ни в чем себе не отказывая: «Сорил казну народную и думал век так жить». И счастье его было в беззаботной жизни, во власти и безнаказанности. Призрачное счастье, которое исчезло так же внезапно, как и у попа.
Если мир меняется, то не следует сетовать на него, нужно меняться самому, признавать свои ошибки и не требовать вернуть былое время.
Крестьяне встречают еще многих людей на своем пути к истинному счастью. Сколько разного счастья они встретили, но не одного настоящего: у одного счастье – есть выпить, у другого – его сила, у старухи – «репа вкусная», у солдата – остаться живым. Сомнительное все это счастье.
В произведении «Гроза» А.Н. Островского Катерина не видит жизни, счастья с семейством Кабанихи. Она вспоминает свою «прошлую» жизнь, когда она была еще маленькой девочкой. Где она свободно гуляла, ходила молиться в церковь, выращивала цветы. Что ей мешало быть счастливой? Будто у нее все по-другому нежели в детстве. Нет, она так же может гулять, она все такая же набожная, молиться, ходит в церковь. Катерина сама себе не позволяет быть счастливой, создает себе ограничения, придумывает проблемы. Она борется сама с собой.
Что мешает быть счастливой Кабанихе? Разве ей чего-то не хватает? У нее семья, дети, дом, живет в достатке. Страх, что дети отдалятся от нее, мешает Кабанихе быть счастливой. Она всеми силами старается удержать детей, держать их при себе, контролировать каждый их шаг. Она, Кабаниха, боится, что дети отдалятся от нее. Кабаниха хочет, чтобы ее милый, ненаглядный сын Тихон мать ставил выше других, чтобы она была его авторитетом: «Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».
Каждый литературный герой стремится к счастью, усердно пытается достичь его, но в итоге лишь создает себе преграды. Человеку ничего не мешает быть счастливым, кроме него самого. Он вершит свою судьбу. И счастье – есть выбор каждого. Один будет убиваться и сетовать на несправедливость, бедность, холод, голод, проблемы, а другой, несмотря на преграды, проблемы, болезни, будет счастливым, находить заветные минутки радости, наслаждаться и поражениями, и победами. Многие люди требуют всего и сразу. Завышенные требования к счастью – вот их проблема.

Смысл жизни
По отношению к смыслу жизни авторы, как и их герои делятся на гедонистов, утилитаристов, абсурдистов, романтиков, эпикурейцев
Герои-гедонисты в литературе и кино
Гедония — это стремление к удовольствию и наслаждению жизнью. Герои-гедонисты встречаются в литературе и кино довольно часто. Они живут сегодняшним днём, наслаждаются каждым мгновением и не задумываются о последствиях своих поступков.
Один из самых известных героев-гедонистов —
это Мефистофель из "Фауста" Гете. Он не желает принимать участие в шабаше ведьм на горе Броккен, а предпочитает сидеть в тенечке и получать там удовольствие от праздника.
это Дориан Грей из романа Оскара Уайльда. Дориан — красивый молодой человек, который хочет сохранить свою молодость и красоту. Он заключает сделку с дьяволом, и его портрет начинает стареть вместо него. Дориан ведёт разгульную жизнь, предаваясь всем возможным порокам. Он не думает о других людях и живёт только для себя.
Ещё один яркий пример героя-гедониста — это Холден Колфилд из романа Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Холден — подросток, который ненавидит лицемерие и фальшь окружающего мира. Он хочет быть честным и искренним, но не может найти своё место в жизни. Холден постоянно меняет свои планы и решения, он не может определиться, чего хочет от жизни. Он живёт настоящим моментом и не думает о будущем.
В кино тоже есть яркие примеры героев-гедонистов. Один из них — это Джей Гэтсби из фильма База Лурмана «Великий Гэтсби». Джей — богатый человек, который устраивает роскошные вечеринки в своём особняке. Он пытается вернуть любовь своей юности, Дейзи, но его попытки обречены на провал. Джей живёт в мире иллюзий и фантазий, он не видит реальности.
Герои-гедонисты вызывают разные чувства у читателей и зрителей. Кто-то им сочувствует, кто-то осуждает. Но одно можно сказать точно — они не оставляют никого равнодушным.
Свобода

Концепт свободы пронизывает творчество многих поэтов, отражая их стремление к независимости, самовыражению и борьбе за идеалы. Вот несколько примеров таких произведений:
  1. Александр Пушкин - “Птичка”. Это стихотворение о свободе, которую символизирует птичка, способная летать и наслаждаться свободой полёта.
  2. Вера Полозкова - “Свобода”. В этом стихотворении автор размышляет о том, что такое свобода и как она важна для каждого человека.
  3. Осип Мандельштам - “Сусальным золотом горят…”. В этом произведении поэт говорит о свободе творчества, о возможности выражать свои мысли и чувства без ограничений.
  4. Михаил Лермонтов - “Тебе, Кавказ, суровый царь земли”. В этом стихотворении Лермонтов выражает свою любовь к свободе и независимости, которые он видит в природе Кавказа.
  5. Зинаида Гиппиус - “Юный март”. В этом стихотворении Гиппиус говорит о свободе духа, о возможности быть собой и следовать своим убеждениям.
Эти произведения отражают разные аспекты темы свободы, от свободы полёта и самовыражения до свободы духа и борьбы за идеалы. Они показывают, как важно для поэтов иметь возможность говорить о том, что их волнует, и выражать свои мысли и чувства.
Made on
Tilda