Оживление неживого - дух человека во всех предметах этого мира.

Олицетворение

"Всеобщее должно смыкаться в отдельных лицах" (Гегель)
Олицетворение — это литературный приём, при котором неодушевлённым предметам или абстрактным понятиям приписываются свойства одушевлённых существ. Вот несколько примеров олицетворений:

  1. "Клён ты мой опавший, клён заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?" (С.Есенин) - клен не может сорваться с места и пойти, но поэту хочется, чтобы все были в тепле и уюте, а не на ветру.
  2. «Река пела» — река не может петь, но это выражение создаёт образ весёлой, радостной реки.
  3. «Луна улыбалась» — луна не может улыбаться, но это выражение создаёт образ дружелюбной, приветливой луны.
  4. «И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал» (А. П. Чехов, «Ванька») — здесь олицетворение используется для создания комического эффекта.
  5. «Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты» (А. С. Пушкин, «Пиковая дама») — здесь олицетворение используется для создания мрачной, гнетущей атмосферы.
  6. «Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца…» (А. С. Пушкин, «Барышня-крестьянка») — здесь олицетворение используется для создания образа рассвета, который кажется живым и ожидающим чего-то.
  7. «Но и теперь я не ушёл от разъярённого моря: оно снова пустилось за мной вдогонку» (Д. Дефо, «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо») — здесь олицетворение используется для создания образа моря как живого существа, которое преследует героя.
Олицетворение — это мощный инструмент, который помогает писателям создавать яркие, запоминающиеся образы и передавать свои идеи и чувства читателям.
Олицетворение - от природы к инструментам
Использование олицетворения в античной поэзии не было случайным или неосознанным. Этот прием был тесно связан с религиозными и философскими взглядами того времени, когда люди верили в существование духов и божественных сил, которые могут влиять на жизнь человека. Античные боги - силы космоса и природы - они комбинировались в мифах, где искусство брало материал во все века. "В мифе содержится первое созерцание универсума, которое еще не потеряло характер реального бытия", - говорил Шеллинг. Природа, в том числе животные, могут быть наделены качествами человека, живой душой, греки погружены в природу, видят в ней себя, и потому сами живут полноценной жизнью.
У Вергилия и ветры, и горы - живые, ветрами повелевает мистическое существо - Эол. Он индивидуален, но он и воплощение ветра вообще, любого ветра. Чем ветер становится более индивидуальным, особенным, тем он ближе к искусству.
Эол в ответ: "Обсуждать подобает тебе, о царица,
Труд, что свершить ты желаешь, а мне - лишь ловить
повеленья.
Ты утверждаешь за мной это царство и скиптры, и Йова
Милость, и ты позволяешь богов на пирах возлежать мне.
Над облаками меня и над бурями делаешь властным".
Так сказал он и пустую трезубцем повернутым гору
В бок ударяет, и ветры, как будто бы сомкнутым строем,
Рвутся, где дверь отворилась, и вихрем над землями веют.

В средневековой литературе олицетворения использовались достаточно широко, особенно в жанре житий святых. Предметы и явления часто наделялись человеческими качествами, авторы таким образом подчеркивали их святость или, наоборот, греховность. Например, в “Божественной комедии” Данте река Стикс олицетворяет собой страх, а гора Чистилища - надежду. В скандинавской литературе молот Тора мог рассматриваться как предмет, ищущий своего хозяина, верный одному хозяину. У Одина своей жизнью живет копье Гунгнир, которое всегда поражает цель, и шлем невидимости. Также Один имеет восьминогого коня Слейпнира, который может переносить его в любую точку мира и является его верным другом.
Деолицетворение (обратное олицетворение) - человек может превратиться в машину - в романе Е.Замятина "Мы". Там мы видим некую поэму индустриализации, где вещи воспеваются как живые, а живые используются как вещи. В описании музыки автор использует обратное олицетворение : "С каким наслаждением я слушал затем нашу теперешнюю музыку. (Она продемонстрирована была в конце для контраста.) Хрустальные хроматические ступени сходящихся и расходящихся бесконечных рядов -- и суммирующие аккорды формул Тэйлора, Маклорена; целотонные, квадратногрузные ходы Пифагоровых штанов; грустные мелодии затухающе-колебательного движения; переменяющиеся фраунгоферовыми линиями пауз яркие такты -- спектральный анализ планет... Какое величие! Какая незыблемая закономерность! И как жалка своевольная, ничем -- кроме диких фантазий -- не ограниченная музыка древних"...
  1. Что в стихотворении олицетворяется?
  2. Как дом, прослуживший век, умеет пользоваться речью?
  3. О чём могут говорить мосты и переулки, балконы и вагоны?
  4. Почему Нева говорит стихами, а Невский - страница Гоголя?
  5. Какие места в Петербурге напоминают об Онегине?
  6. Почему Острова могут вспоминать Блока?
  7. Кто ходит по Разъезжей улице?
  8. Кто имеется ввиду: "О том, кто речь держал перед вокзалом"?
  9. Где живет петровский век?
  10. Что, по мнению автора, оживляет всё, чего касается человек?
Всё то, чего коснется человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.

Мосты и переулки говорят,
Беседуют между собой балконы,
И, у платформы выстроившись в ряд,
Так много сердцу говорят вагоны.

Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад - Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.

Сегодня старый маленький вокзал,
Откуда путь идет к финляндским скалам,
Мне в сотый раз подробно рассказал
О том, кто речь держал перед вокзалом.

А там еще живет петровский век
В углу между Фонтанкой и Невою...
Всё то, чего коснется человек,
Озарено его душой живою.
Найдите олицетворения. Как они помогают представить тоталитарное общество в романе?
а тарелке явственно обозначилось нечто лимонно-кислое. Милый -- ему показался обидным отдаленный намек на то, что у него может быть фантазия... Впрочем, что же: неделю назад, вероятно, я бы тоже обиделся. А теперь -- теперь нет: потому что я знаю, что это у меня есть, -- что я болен. И знаю еще -- не хочется выздороветь. Вот не хочется, и все. По стеклянным ступеням мы поднялись наверх. Все -- под нами внизу -- как на ладони...
Вы, читающие эти записки, -- кто бы вы ни были, но над вами солнце. И если вы тоже когда-нибудь были так больны, как я сейчас, вы знаете, какое бывает -- какое может быть -- утром солнце, вы знаете это розовое, прозрачное, теплое золото. И самый воздух -- чуть розовый, и все пропитано нежной солнечной кровью, все -- живое: живые и все до одного улыбаются -- люди. Может случиться, через час исчезнет, через час выкаплет розовая кровь, но пока -- живое. И я вижу: пульсирует и переливается что-то в стеклянных соках "Интеграла"; я вижу: "Интеграл" мыслит о великом и страшном своем будущем, о тяжком грузе неизбежного счастья, которое он понесет туда вверх, вам, неведомым, вам, вечно ищущим и никогда не находящим. Вы найдете, вы будете счастливы -- вы обязаны быть счастливыми, и уже недолго вам ждать.
Корпус "Интеграла" почти готов: изящный удлиненный эллипсоид из нашего стекла -- вечного, как золото, гибкого, как сталь. Я видел: изнутри крепили к стеклянному телу поперечные ребра -- шпангоуты, продольные -- стрингера; в корме ставили фундамент для гигантского ракетного двигателя. Каждые 3 секунды могучий хвост "Интеграла" будет низвергать пламя и газы в мировое пространство -- и будет нестись, нестись -- огненный Тамерлан счастья...
Я видел: по Тэйлору, размеренно и быстро, в такт, как рычаги одной огромной машины, нагибались, разгибались, поворачивались люди внизу. В руках у них сверкали трубки: огнем резали, огнем спаивали стеклянные стенки, угольники, ребра, кницы. Я видел: по стеклянным рельсам медленно катились прозрачно-стеклянные чудовища-краны, и так же, как люди, послушно поворачивались, нагибались, просовывали внутрь, в чрево "Интеграла", свои грузы. И это было одно: очеловеченные, совершенные люди. Это была высочайшая, потрясающая красота, гармония, музыка... Скорее -- вниз, к ним, с ними!
И вот -- плечом к плечу, сплавленный с ними, захваченный стальным ритмом... Мерные движения: упруго-круглые, румяные щеки; зеркальные, не омраченные безумием мыслей лбы. Я плыл по зеркальному морю. Я отдыхал.
И вдруг один безмятежно обернулся ко мне:
-- Ну как: ничего, лучше сегодня?
-- Что лучше?
-- Да вот -- не было-то вас вчера. Уж мы думали -- у вас опасное что... -- сияет лоб, улыбка -- детская, невинная.
Кровь хлестнула мне в лицо. Я не мог, не мог солгать этим глазам. Я молчал, тонул...
(Замятин "Мы")
Made on
Tilda