Основные черты
Элегия
  1. Наличие поэтической интонации. (Не переходит границ легкой грусти).
  2. Эмоциональный ореол: Элегия чужда экспрессии, нравоучений, крика, претензий на высокоинтеллектуальную игру. Элегия избегает чрезмерной эмоциональности и пафоса, предпочитая сдержанную выразительность и простоту.
  3. Двухчастная композиция: Первая часть грустная, вторая часть выражает надежду.
  4. Драматический пафос, очерчивающий сферу соединения жизни и смерти.
  5. Грусть и меланхолия: Элегия обычно описывает печальные или ностальгические темы, такие как потеря любимого человека, расставание, увядание природы осенью или предчувствие смерти.
  6. Интроспекция: Элегия часто обращается к внутренним чувствам и переживаниям автора или лирического героя, заставляя читателя задуматься о своей жизни и чувствах.
  7. Использование образов природы: Природа часто выступает в качестве метафоры для описания внутренних переживаний, например, увядающая осенняя листва может символизировать угасание чувств или потерю молодости.
  8. Двоемирие снято.
  9. Ритм и размер: Элегии обычно пишутся в определенной стихотворной форме и имеют свой ритм и размер, которые помогают создать нужное настроение и атмосферу.
  10. Лирический герой: В элегии часто присутствует ярко выраженный лирический герой, который является центром рассуждений и через которого автор выражает свои эмоции и чувства.
  11. Философские размышления: Элегия позволяет автору задуматься о смысле жизни, смерти, любви, одиночестве и других философских темах, что придает произведению глубину и содержательность


"Утверждение Жизни и Смерти в Элегиях сливается воедино. Признание одного без другого, как они тому учат и что славословят, есть ограничение, отсекающее в итоге Бесконечность. Смерть - это сторона Жизни, повернутая от нас: мы должны пытаться достичь полного осознания нашего существования, пребывающего в двух неделимых сферах, неистощимо питаемого и той, и другой... Истинная фигура Жизни простирается в Обоих Пространствах, и кровь мощнейшей циркуляции также пульсирует везде; не существует Здешнего и Потустороннего, это - Великое Единство. Вездесущее проникновение погружается в более глубокое бытие". (Рильке)
Рильке
Рильке написал швейцарскому другу о "постоянно зреющей во мне решимости держать Жизнь открытой для Смерти".


Докажите, что это действительно "почти элегия". Что здесь от элегии, как вмешался постмодернизм в романтические жанры?
В былые дни и я пережидал
холодный дождь под колоннадой Биржи.
И полагал, что это - божий дар.
И, может быть, не ошибался. Был же
и я когда-то счастлив. Жил в плену
у ангелов. Ходил на вурдалаков.
Сбегавшую по лестнице одну
красавицу в парадном, как Иаков,
подстерегал.
Куда-то навсегда
ушло все это. Спряталось. Однако,
смотрю в окно и, написав "куда",
не ставлю вопросительного знака.
Теперь сентябрь. Передо мною - сад.
Далекий гром закладывает уши.
В густой листве налившиеся груши
как мужеские признаки висят.
И только ливень в дремлющий мой ум,
как в кухню дальних родственников - скаред,
мой слух об эту пору пропускает:
не музыку еще, уже не шум.
И.Бродский
Made on
Tilda