Наличие поэтической интонации. (Не переходит границ легкой грусти).
Эмоциональный ореол: Элегия чужда экспрессии, нравоучений, крика, претензий на высокоинтеллектуальную игру. Элегия избегает чрезмерной эмоциональности и пафоса, предпочитая сдержанную выразительность и простоту.
Двухчастная композиция: Первая часть грустная, вторая часть выражает надежду.
Драматический пафос, очерчивающий сферу соединения жизни и смерти.
Грусть и меланхолия: Элегия обычно описывает печальные или ностальгические темы, такие как потеря любимого человека, расставание, увядание природы осенью или предчувствие смерти.
Интроспекция: Элегия часто обращается к внутренним чувствам и переживаниям автора или лирического героя, заставляя читателя задуматься о своей жизни и чувствах.
Использование образов природы: Природа часто выступает в качестве метафоры для описания внутренних переживаний, например, увядающая осенняя листва может символизировать угасание чувств или потерю молодости.
Двоемирие снято.
Ритм и размер: Элегии обычно пишутся в определенной стихотворной форме и имеют свой ритм и размер, которые помогают создать нужное настроение и атмосферу.
Лирический герой: В элегии часто присутствует ярко выраженный лирический герой, который является центром рассуждений и через которого автор выражает свои эмоции и чувства.
Философские размышления: Элегия позволяет автору задуматься о смысле жизни, смерти, любви, одиночестве и других философских темах, что придает произведению глубину и содержательность
"Утверждение Жизни и Смерти в Элегиях сливается воедино. Признание одного без другого, как они тому учат и что славословят, есть ограничение, отсекающее в итоге Бесконечность. Смерть - это сторона Жизни, повернутая от нас: мы должны пытаться достичь полного осознания нашего существования, пребывающего в двух неделимых сферах, неистощимо питаемого и той, и другой... Истинная фигура Жизни простирается в Обоих Пространствах, и кровь мощнейшей циркуляции также пульсирует везде; не существует Здешнего и Потустороннего, это - Великое Единство. Вездесущее проникновение погружается в более глубокое бытие". (Рильке)
Рильке
Рильке написал швейцарскому другу о "постоянно зреющей во мне решимости держать Жизнь открытой для Смерти".
Докажите, что это действительно "почти элегия". Что здесь от элегии, как вмешался постмодернизм в романтические жанры?
В былые дни и я пережидал холодный дождь под колоннадой Биржи. И полагал, что это - божий дар. И, может быть, не ошибался. Был же и я когда-то счастлив. Жил в плену у ангелов. Ходил на вурдалаков. Сбегавшую по лестнице одну красавицу в парадном, как Иаков, подстерегал. Куда-то навсегда ушло все это. Спряталось. Однако, смотрю в окно и, написав "куда", не ставлю вопросительного знака. Теперь сентябрь. Передо мною - сад. Далекий гром закладывает уши. В густой листве налившиеся груши как мужеские признаки висят. И только ливень в дремлющий мой ум, как в кухню дальних родственников - скаред, мой слух об эту пору пропускает: не музыку еще, уже не шум. И.Бродский