Антиутопии
Антиутопия- это роман, в котором за черным юмором скрывается правда, а за будущим - настоящее.
Проблема отношения к кумирам
В каждой антиутопии есть один кумир, других личностей нет.

В романе “Мы” Евгения Замятина представитель власти - это Благодетель, руководитель государства и общества, чьи черты следующие:
  1. Непогрешимость: Благодетель считается непогрешимым и идеальным человеком, который всегда принимает правильные решения для блага общества. Это просто - ведь его никто никогда не видел, как и его решений. Куб - непогрешимость углов, но сам куб об этом не знает, а скромность украшает правителя. Не знающий своих граней- безграничный.
  2. Власть: Благодетель обладает абсолютной властью в государстве, его слово является законом и не подлежит обсуждению. Воспитана радость от восприятия его дел и планов. Они идеальны.
  3. Контроль: Благодетель контролирует все аспекты жизни граждан, от их работы до личной жизни. Дома из стекла.
  4. Жестокость: Благодетель не терпит инакомыслия и жестоко подавляет любые попытки восстания или несогласия с его политикой.
  5. Тайна: личность Благодетеля скрыта от граждан, что создает атмосферу таинственности и страха. Лишь образ - куб.
  6. Репрессии: Благодетель использует репрессии и насилие для поддержания своего авторитета и контроля над обществом.
  7. Стерильность: Благодетель пропагандирует идею стерильности, чтобы контролировать численность населения и предотвратить возможные восстания.
Внешность - загадка, тайна.

"А наверху, на Кубе, возле Машины -- неподвижная, как из металла, фигура того, кого мы именуем Благодетелем. Лица отсюда, снизу, не разобрать: видно только, что оно ограничено строгими, величественными квадратными очертаниями. Но зато руки... Так иногда бывает на фотографических снимках: слишком близко, на первом плане поставленные руки -- выходят огромными, приковывают взор -- заслоняют собою все. Эти тяжкие, пока еще спокойно лежащие на коленях руки -- ясно: они -- каменные, и колени -- еле выдерживают их вес..."

В романе Оруэлла "1984" те же непогрешимость, власть, контроль (метафора Замятина - стеклянные этажи стали телевидением, которое следит за тобой), жестокость - колокол Замятина сменился пытками в комнате 101 Министерства Любви. Стерильность заменена боязнью младшего поколения. Непогрешимость кумира у Оруэлла идет за счет переписывания истории, он в принципе никогда не мог принимать неправильных решений, потому что эти неправильные решения тут же сменялись на правильные. Ну и конечно, за счет уничтожения того поколения, которое что-то еще помнит. В романе как раз показано, как ломают того человека, который что-то помнил и сам принимал участие в правительственных махинациях. Его нельзя оставлять в живых.
Задача Министерства правды - не допустить правды.
Министерства любви- не допустить никакой любви.
Из всего реального создана тайна.

Задание: Сравнить "1984" с "Крабатом" Пройслера по уровню алогизма и абсурда, в отношении любви и дружбы.

"Мастер не давал передышки, все подбавлял да подбавлял работы: "Куда ты подевался, Крабат? А ну-ка, оттащи мешки в амбар!", "Иди-ка сюда! Перевороши лопатой зерно, не то прорастет!", "В муке, что ты вчера просеял, полно мякины! После ужина просеешь снова! Пока не кончишь, спать не ложись!"
Мельница в Козельбрухе работала и в будни и в праздники, с раннего утра
до позднего вечера. Лишь раз в неделю, по пятницам, они кончали раньше, а по
субботам начинали часа на два позже. Крабат таскал мешки, просеивал муку,
колол дрова, разгребал снег, носил на кухню воду, чистил скребницей лошадей,
убирал навоз -- дел хватало. Вечером, ложась на нары, чувствовал себя
разбитым. Ломило поясницу, ныли руки и ноги, горели волдыри на плечах.
Крабат удивлялся своим товарищам. Тяжелая работа, казалось, совсем их
не затрудняла -- никто не жаловался да никто особенно и не уставал".


Проблема исторической памяти
"А сегодня, если бы удалось воскресить фотографию, она, вероятно, и уликой не была бы. Ведь когда он увидел ее, Океания уже не воевала с Евразией и трое покойных должны были бы продавать родину агентам Остазии. А с той поры произошли еще повороты — два, три, он не помнил сколько. Наверное, признания покойных переписывались и переписывались, так что первоначальные факты и даты совсем уже ничего не значат. Прошлое не просто меняется, оно меняется непрерывно. Самым же кошмарным для него было то, что он никогда не понимал отчетливо, какую цель преследует это грандиозное надувательство. Сиюминутные выгоды от подделки прошлого очевидны, но конечная ее цель — загадка. Он снова взял ручку и написал: Я понимаю КАК; не понимаю ЗАЧЕМ".
Задание. Объясните герою, зачем государство подделывает прошлое? Как с прошлым боролись правители в антиутопиях Брэдбери и Замятина?

Проблема взаимоотношений в семье и выживания:

Общество потребления у Хаксли выращивает детей в пробирках - они не будут тратить время ни на отношения, ни на природу, ни на культуру- так общество потребления будет процветать. У Замятина отношения строго регламентированы, семьи также нет, у Оруэлла страх в семье: взрослые боятся детей.


Символика:
Символика романа “Мы” Замятина включает в себя следующие элементы:
  • Символ Единого Государства: общество, в котором живут герои романа, является тоталитарным и контролируется государством. Все жители живут по строгим правилам и законам, и любое отклонение от нормы рассматривается как преступление.
  • Символ Стены: стена, окружающая Единое Государство, символизирует изоляцию от внешнего мира и невозможность покинуть страну.
  • Символ Благодетеля: руководитель Единого Государства, Благодетель, является символом власти и непогрешимости. Куб - непогрешимость математическая, связывается с тяжелой рукой как фразеологизмом.
  • Числа- люди, буквы- люди: жители Единого Государства имеют номера вместо имен, что символизирует их обезличивание и контроль со стороны государства. Женщины - гласные буквы, мужчины - согласные. Это экономит внимание, прекрасно для статистики, тотального контроля. "Быть банальным- исполнять свой долг". У нас дают имена по святкам, ведь имя - вещь религиозная. Нумер изначально лишен божественной благодати.
  • Символ Зелёной Стены: Зелёная Стена - это граница между Единым Государством и дикой природой, которая символизирует границу между порядком и хаосом, между цивилизацией и природой. Находиться под колпаком.
  • Интеграл - символ прогресса для жителей, а для читателей- символ всепоглощающего обмана.
Символика Оруэлла:

  • Знак “В” - символ верности Партии и Старшему Брату, который люди обязаны носить на одежде. Он значит "возраст", ‘заботаʼ, ‘авторитетʼ, ‘значимостьʼ, ‘родство".
  • Усы, сапоги - символ Сталина.
  • Темные окна в министерстве любви.
  • Крысы - подопытная крыса, все государство проводит на людях эксперименты. Означает неприятности (Ревизор. Гоголь)
  • Птица - свобода.
  • Шоколад - символ сладкой жизни. И все время его урезают.
  • Новояз - искусственный язык, созданный Партией для контроля над мыслями и языком людей. Экономит языковые средства при общении, что важно в экономике недопотребления: люди недопотребляют продукты и недопотребляют смыслы. Как партия являет собой культ усердия и самоотречения, так и язык себя самоотрекает.
  • Лозунги и названия, основанные на оксюмороне: в Министерстве любви Уинсона пытали.
  • Братство - символ усечения лозунга французской революции - "свобода, равенство, братство", а, следовательно, химера, нужная государству для определения мыслепреступников.
  • Рваный плакат "Англсоц" символизирует рваный язык, на котором написано слово.
  • Монета представляет собой символ алогичности существования - голова Большого Брата и на другой стороне лозунги:
ВОЙНА – ЭТО МИР - Толстой
СВОБОДА – ЭТО РАБСТВО - Достоевский
НЕЗНАНИЕ – СИЛА
"Но знай, что теперь и именно ныне эти люди уверены более чем когда-нибудь, что свободны вполне, а между тем сами же они принесли нам свободу свою и покорно положили ее к ногам нашим"
"Они сами убедятся, что правы, ибо вспомнят, до каких ужасов рабства и смятения доводила их свобода твоя. Свобода, свободный ум и наука заведут их в такие дебри и поставят пред такими чудами и неразрешимыми тайнами, что одни из них, непокорные и свирепые, истребят себя самих, другие, непокорные, но малосильные, истребят друг друга, а третьи, оставшиеся, слабосильные и несчастные, приползут к ногам нашим и возопиют к нам: „Да, вы были правы, вы одни владели тайной его, и мы возвращаемся к вам, спасите нас от себя самих“.
(Достоевский "Братья Карамазовы")
Свобода стала основой демагогии.
Символика Хаксли
Правителя не нужно представлять в виде символа, он сам символ, его знает весь мир. Знак Т. Правитель сам божество - Генри Форд. Символ общества потребления.
Символ неравенства природного, то есть альфы, беты, гаммы.
цветок - природа
книжка- культура

"Они сели в вертоплан, поднялись в воздух. Через десять минут они были уже над рубежом, отделяющим цивилизацию от дикости. Пересекая горы и долы, солончаки и пески, леса и лиловые недра каньонов, через утесы, острые пики и плоские месы гордо и неудержимо по прямой шла вдаль ограда — геометрический символ победной воли человека. А у ее подножия там и сям белела мозаика сухих костей, темнел еще не сгнивший труп на рыжеватой почве, отмечая место, где коснулся смертоносных проводов бык или олень, кугуар, дикобраз или койот или слетел на мертвечину гриф и сражен был током, словно небесной карой за прожорливость". (Анчар Пушкина)
Сочинение "Запретная любовь в романе Оруэлла "1984"

План

  1. Запреты и их нарушение в антиутопиях.
  2. Что такое запретная любовь (исторический экскурс в историю средневековья)
  3. Исторические предпосылки возникновения положения, при котором человеческие чувства становятся ничем (в романе)
  4. Две женщины Уинстона.
  5. Две стороны искушения - Адам, Ева - бог, палач-жертва.
  6. Участие героев во внешних событиях.
  7. Сомнения героев относительно правильности поступков.
  8. Животное и человеческое в романе.
  9. Смысл введения внесюжетных лирических отступлений с участием Джулии.
  10. Почему любовь в тоталитарном обществе невозможна.
  11. Смысл введения любовной линии в антиутопию.
Made on
Tilda