Нигилизм, абсурдизм, иррационализм, философия существования
Экзистенциализм
"Экзистенциализм - это гуманизм"
Л. Толстой "Война и мир" . Бессмысленность культа личности в истории - Наполеон.
Н.Гоголь "Мертвые души". Материализация концептов Платона в образах помещиков. Каждый помещик - вид души, отдельная философия существования, отдельный смысл жизни. Очень одинокий, не потому ли они так рады посещению Чичикова? Богатырь Собакевич - ощущение прошлого как пошлого и в то же время вечного и неизменного. Манилов - экзистенция предельного добродушия.
Ф.Кафка "Посейдон" - даже деятельность бога морей бессмысленна, хоть и отвественна. К своей должности относится предвзято. И люди предвзяты в своих взглядах на его существование.
Ф. Кафка "Прометей". Героя забывают, подвиг его бессмысленен.
А Сент-Экзюпери " Маленький принц". Обитатели астероидов ведут бессмысленное, но полное внутренней осмысленности существование. Они предвзятые априорные категории.
Как в ночлежке представлена философия существования и в чем ее можно сопоставить с экзистенциалистскими идеями?
Пепел. Смотрю я на тебя, -- зря ты скрипишь.
Клещ. А что делать?
Пепел. Ничего...
Клещ. А как есть буду?
Пепел. Живут же люди...
Клещ. Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота...
люди! Я -- рабочий человек... мне глядеть на них стыдно... я с малых лет работаю... Ты думаешь -- я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот, погоди... умрет жена... Я здесь полгода прожил... а все равно как шесть лет...
Пепел. Никто здесь тебя не хуже... напрасно ты говоришь...
Клещ. Не хуже! Живут без чести, без совести...
Пепел (равнодушно). А куда они -- честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести... Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть...
Бубнов (входит). У-у... озяб!
Пепел. Бубнов! У тебя совесть есть?
Бубнов. Чего-о? Совесть?
Пепел. Ну да!
Бубнов. На что совесть? Я -- не богатый...
Пепел. Вот и я то же говорю: честь-совесть богатым нужна, да! А Клещ ругает нас, нет, говорит, у нас совести...
Бубнов. А он что -- занять хотел?
Пепел. У него -- своей много...
Бубнов. Значит, продает? Ну, здесь этого никто не купит. Вот картонки ломаные я бы купил... да и то в долг...
Пепел (поучительно). Дурак ты, Андрюшка! Ты бы, насчет совести, Сатина послушал... а то -- Барона...
Клещ. Не о чем мне с ними говорить...
Пепел. Они -- поумнее тебя будут... хоть и пьяницы...
Бубнов. А кто пьян да умен -- два угодья в нем...
Пепел. Сатин говорит: всякий человек хочет, чтобы сосед  его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее...
И это -- верно...
(М.Горький. На дне)
Как работает экзистенция Гоголя?
(Как образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» помогают понять идею произведения?)
В произведении «Мертвые души» Н.В. Гоголь хотел донести до читателя мысль, что каждый человек имеет шанс на исправление, что никто не безнадежен. Главная идея «Мертвых душ» – идея духовного воскресения падшего человека. Однако в настоящем их жизнь абсурдна.
Помещики превратили свои добродетели в свои пороки, они оступились и стали жить, усугубляя свои недостатки.
Манилов манит, заманивает к себе. Его главные оружие и недостатки – приятное слово, «глаза сладкие», заманчивая улыбка, слащавая внешность – не имеют цели навредить, в них не таится злобы и двуличия. Он не разбирается в хозяйстве, не следит за деревней, поэтому часто бывает обманутым. Манилов – безобидный, мечтательный дворянин, потерявший грань добродушия. Он обратил свою доброту, заботу, любовь к окружающим в приторное подхалимство. Люди вокруг избегают общения с этим помещиком, он быстро приедается своей слащавостью, становится надоедливым и чересчур манерным. Все же шанс на исправление у него есть: он добр не только с высшим светом, но и со своей прислугой, кроме того, он государственник, в мечтах своих о благе России, и ведет с Чичиковым пристрастный допрос о лояльности к местным властям. Он не видит в Чичикове подлеца, как и в своих крестьянах пьяниц и бездельников.
Фамилия Настасьи Петровны Коробочка характеризует ее образ жизни - намеренное недопотребление. Помещица пытается все спрятать в коробки, сберечь, она желает контролировать все, как Посейдон у Кафки. Коробочка превратила свою хозяйственность в прижимистость, скупость. Она стала чересчур щепетильна в делах, касающихся денег. Настасья Петровна жадна и боязлива. И даже после отъезда Чичикова Настасья Петровна думает, не продешевила ли она. Однако ее душа не до конца умерла: Коробочка - добрая , заботливая в отношении гостей хозяйка, она боится гадать в карты, – набожна, боится черта: "Ох, не припоминай его, бог с ним!" вскрикнула она, вся побледнев. "Еще третьего дня всю ночь мне снился окаянный. Вздумала было на ночь загадать на картах после молитвы, да, видно, в наказание-то бог и наслал его. Такой гадкий привиделся; а рога-то длиннее бычачьих".
Собакевич, как собака, лает, рубит с плеча, не врет и говорит все в лицо. «Первый разбойник в мире», «Мошенник» - Михаил Семенович не боится ни председателя, ни губернатора. Этот помещик не станет льстить даже людям, занимающим пост выше него. Весь вид Собакевича будет кричать, если он зол или разочарован. Он не может утаить своего недовольства за приветливой маской, тем более приятной наружностью этот помещик не отличается. Собакевич не разбрасывается словами, он кроток и ясен. Михаил Семенович превращает все в выгоду. Хоть он и гордится своими мужиками, в итоге торгует их мертвыми душами, «пренебрегает их покоем». Он пытается выбить с Чичикова побольше денег за уже покоящихся крестьян. Собакевич не побоялся обмануть, продав бабу со странной, подходящей мужику фамилией Воробей. Однако этот помещик очень внимателен к своим мужиками и заботлив. Он знает достоинства каждого крестьянина своей деревни и не забывает мужиков даже после их смерти: «Я голову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика». Крестьяне Собакевича живут в теплых избах, они не выживают, как крестьяне Плюшкина.
Плюшкин, потеряв жену и младшую дочь, отказавшись от старшей дочери и сына, остался один в деревне. Одинокая жизнь отняла у него прошлое счастье и дала новую радость, радость в поиске новых «плюшек». Помещик стал скуп и ненасытен, он рыскал по своим владениям, забывал, сколько у него средств и продуктов, однако помнил расположение пера и сургута в кабинете. Плюшкин превратил свою экономность и бережливость в скупость и жадность: «Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости». Однако и у него есть возможность преобразоваться: Плюшкин простил свою старшую дочь, принял ее дома и поиграл со своими внуками.
Образы помещиков в поэме являются олицетворением пороков человека, не сумевшего справится с собой, поддавшегося своим слабостям. Однако у каждого помещика, встречавшегося на пути Чичикова, был шанс на исправление. Но пока их бытие превращено в ничто, замкнуто в отдельном прагматичном мирке.

(Ульяна С.)
Как работает экзистенция в "Маленьком принце?
Планеты- уголки отчуждения, неспособность к диалогу
На одном из астероидов Маленький принц встречает короля. У них не складывается диалог. Взрослый повелевает ребенком, пытается им управлять. Мальчик не повинуется королю, находя его указы бесполезными. Между принцем и королем нет понимания, как бывает это у ребенка и родителя, превратившего свое бытие в ничто. Повелевание ничем.
На другой планете Маленький принц встречает Делового человека, который занят подсчетом звезд и явно намекает, что маленький путешественник помешал ему в его важном и ответственном деле. У них не складывается разговор: принц пытается узнать, спросить делового человека, какой смысл в его деятельности, но поскольку его нет, тот отвечает абсурдно, непонятно. Встреча Маленького принца с деловым человеком приносит разочарование мальчику, не дает ответов. И здесь - очередная пустота бытия, названная автором взрослостью. «А звездам от тебя нет никакой пользы…».

Почему же у Маленького принца получается диалог с летчиком? Летчик не забыл своего детства. Он помнит себя маленького, помнит, как его не понимали родители – рисунок удава и слона, принятый взрослыми за шляпу. Все посещенные принцем планеты являются ретроспективой летчика, его прошлым. Именно поэтому он может общаться с Маленьким принцем. Их диалог состоялся. Они обмениваются опытом: принц получает ответы на свои вопросы (барашек в коробке), а летчик получает поддержку и общение в безвыходной ситуации. Таким образом, истинное существование - это существование в детстве.

Made on
Tilda