В чем смысл монологов? Как монологи помогают понять характер героя и задумку автора?
Раскрываем тайны языка через литературу
Что такое монолог?
Монолог — это речь одного персонажа, который обращается к читателю, себе или другому персонажу.
Виды монологов
Монологи бывают внутренними (направленными на себя) и внешними (направленными на собеседника).
Для чего нужен монолог?
Через монологи автор показывает характер героя, его мысли и чувства. Это помогает лучше понять произведение.
В литературе существует множество знаменитых монологов, каждый из которых выделяется своей глубиной и значимостью. Вот несколько примеров:
“Быть или не быть” из трагедии Уильяма Шекспира “Гамлет”. Этот монолог является одним из самых известных в мировой литературе. Гамлет размышляет о смысле жизни, смерти и выборе между жизнью и смертью, действием и бездействием.
Монолог Великого инквизитора из "Братьев Карамазовых" Ф.М.Достоевского. Монолог обращен к Христу и полон упреков в его адрес: ушел, оставив мир с невыполнимым заветом свободы. Инквизитор не верит в силу и способности людей, он предпочитает реалистичный взгляд на вещи и видит человечество неразумным стадом, не способным к самоорганизации. Именно поэтому он считает лишним и неуместным явление Христа народу во время сжигания еретиков.
Внутренний монолог Андрея Болконского из "Войны и мира" Толстого. Монолог воспроизвел мысли героя, когда он лежал раненый на поле Аустерлица и переосмыслял ценности, увидев все прежние малозначительными. Небо стало для него символом величия, свободы и красоты.
Внутренний монолог Анны из романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина. Героиня переосмысляет свои отношения с Вронским, сравнивая его с лягавой собакой, догадываясь, что его любовь крайне тщеславна и угасает, в то время как ее любовь "все делается страстнее и себялюбивее".
Монолог Ярославны из "Слова о полку Игореве" (плач), где она обращается к ветру, солнцу и реке, чтобы они вернули ей ее любимого. Монолог показывает связь русского человека с природой.
Монолог Клавдио из пьесы Уильяма Шекспира “Мера за меру”. В этом монологе Клавдио, оказавшийся в тюрьме за свое развратное поведение, обращается к своей сестре с просьбой о спасении. Монолог показывает глубину чувств и отчаяния героя.
Монолог Тринкуло из пьесы Уильяма Шекспира “Буря”. Тринкуло, находясь в поисках убежища от бури, натыкается на труп человека и начинает описывать свои впечатления. Монолог полон смешных описаний и тонкого чувства юмора.
Монолог Виолы из пьесы Уильяма Шекспира “Двенадцатая ночь”. Виола, запутавшаяся в своих чувствах, произносит этот монолог, пытаясь разобраться в своих эмоциях. Монолог показывает сложность человеческих отношений и чувств.
Монолог Константина из пьесы Антона Чехова “Чайка”. Константин рассказывает своему дяде о том, что его мать не любит его. Монолог полон печали и откровенности.
Монолог Маши из пьесы Антона Чехова “Чайка”. Маша рассказывает о намерении выйти замуж из жалости, о своем будущем муже, школьном учителе, которого она не любит, но который любит ее всей душой. Монолог показывает сложность человеческих отношений и чувств.
Монолог Лопахина из пьесы "Вишневый сад" Чехова. Лопахин хвастается своим приобретением, забыв, что для окружающих его близких людей это большая потеря. Сад, который он купил, символизирует Россию, потерявшую своих непутевых хозяев и вставшую на экономические рельсы.
Внутренний монолог Печорина в главе "Фаталист" в "Герое нашего времени" Лермонтова о звездах, в значение которых верили наши предки. Герой уверен, что предки с их наивной верой все-таки намного лучше и счастливее современных людей, ни во что не верящих.
Эти монологи являются яркими примерами того, как литература может передавать глубокие мысли, эмоции и переживания героев.
Монологи в комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедова играют ключевую роль в раскрытии конфликта между “веком нынешним” в лице Чацкого и “веком минувшим”, представленным Фамусовым. Они служат средством выражения мировоззрения каждого из персонажей, подчеркивая их различия и столкновения взглядов на жизнь, общество и мораль. Монолог Фамусова “Вкус, батюшка, отменная манера…” отражает его взгляды на брак, богатство и социальное положение. Он рассуждает о важности приданого невесты и сравнивает молодое и старое поколения, отдавая предпочтение последним за их мудрость и умение приспосабливаться к обстоятельствам. В ответ на слова Чацкого “Служить бы рад, прислуживаться тошно” Фамусов произносит монолог “Вот то-то, все вы гордецы”, где критикует Чацкого за его отношение к службе и подчеркивает важность уважения к старшим и подчинения начальству. Чацкий в своем монологе “А судьи кто?” обрушивается с критикой на общество, которое ценит чины и звания выше службы и пользы для страны. Он видит в этом лицемерие и несправедливость. Монологи Чацкого и Фамусова представляют собой две разные точки зрения на мир, где для одного важны образование, мудрость и чувства, а для другого – богатство, статус и чинопочитание. Эти монологи являются ярким примером того, как через литературные приемы автор раскрывает глубокий конфликт между старым и новым, между идеалами и реальностью.
Роман “Мы” Евгения Замятина выделяется своим жанровым своеобразием, представляя собой антиутопию, в которой автор мастерски сочетает философские и политические мотивы. В центре внимания находится жизнь людей в условиях тоталитарного общества, где любовь становится катализатором изменений в главном герое Д-503. Форма дневника, выбранная Замятиным, позволяет читателю глубже проникнуть в внутренний мир героя, увидеть его эволюцию под влиянием событий и встреч. Эта форма создает интимность повествования, позволяя герою делиться своими мыслями, чувствами и страхами. Герои романа, такие как Д-503, О-90 и I-330, являются яркими образами, отражающими различные аспекты жизни в тоталитарном государстве. Они демонстрируют борьбу между желанием сохранить индивидуальность и необходимостью подчиняться общим правилам. Замятин использует сатирические приемы и гротеск для описания условий жизни в Едином Государстве, подчеркивая абсурдность и жестокость тоталитарной системы. Аллегории и метафоры, основанные на научных понятиях, помогают автору передать сложность и глубину идей романа. Язык произведения, несмотря на обилие научных терминов, остается живым и выразительным, что делает чтение романа увлекательным и познавательным. Замятин создает уникальный мир, в котором математика и наука становятся инструментами контроля над личностью, подчеркивая опасность потери индивидуальности и души в погоне за математическим счастьем.
К кому обращен монолог? Только ли? В чем исторический контекст в монологе попа? В чем его сходство с внутренним монологом? Как работает здесь "вертикаль" крестьянского поиска?
Деревни наши бедные, А в них крестьяне хворые Да женщины печальницы, Кормилицы, поилицы, Рабыни, богомолицы И труженицы вечные, Господь прибавь им сил! С таких трудов копейками Живиться тяжело! Случается, к недужному Придешь: не умирающий, Страшна семья крестьянская В тот час, как ей приходится Кормильца потерять! Напутствуешь усопшего И поддержать в оставшихся По мере сил стараешься Дух бодр! А тут к тебе Старуха, мать покойника, Глядь, тянется с костлявою, Мозолистой рукой. Душа переворотится, Как звякнут в этой рученьке Два медных пятака! Конечно, дело чистое - За требу воздаяние, Не брать - так нечем жить, Да слово утешения Замрет на языке, И словно как обиженный Уйдешь домой... Аминь..."
Покончил речь - и мерина Хлестнул легонько поп.
(Н.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо?)
Монологи в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо
План сочинения ЕГЭ Вступление лингвистическое - "Что такое МОНОЛОГ?" Далее три примера-аргумента, какие монологи представляют особенный интерес своей абсурдностью:
Во-первых, монолог попа
Этот монолог - жалоба на жизнь, не соответствующую представлениям о счастье
Во-вторых, монолог помещика
Этот монолог свидетельствует о двуличии помещика, который жалуется на отсутствие возможности казнить и миловать по собственной прихоти в связи с отменой крепостного права
В-третьих, монолог Матрены Тимофеевны
в нем повествуется о женской долюшке, о положении невестки в большой крестьянской семье, и о том, как ее прозвали губернаторшей. Ведь в то время, когда от безысходности беременная, ушла из дома просить у губернатора милости, ее спасла именно губернаторша и даже дала появившемуся на свет ребенку имя.