Поэзия как зеркало тайны бытия
(Взгляд философа)
Записанное в цифре не стереть,
Оно уже странслировано в стратос
Поэзия, согласно известному немецкому философу М. Хайдеггеру, есть то, что придает форму бытию, создает его завершенность, целостность, позволяет обнаружить истину и смысл. «Жить поэтически, - пишет М. Хайдеггер, - значит пребывать в присутствии богов и быть затронутым близостью сущности вещей. Здесь-бытие в основе своей — «поэтическое»; это в то же время означает, что оно как учрежденное (основанное) — не заслуга, а дар»
[1].
Поэзия, причем здесь не имеет значения, о каком концепте именно идет речь – модерне, постмодерне или метамодерне, являет собой не просто отдельное явление, она предстает душой и несущей конструкцией, основой культуры.
Задача поэта – ввести читателя в этот мир, чтобы очутиться на границе бытия видимого, очевидного, и вещей, невидимых глазу, но постигаемых душой и интуицией. С такой задачей успешно справляется Ольга Чернорицкая, которая в представленном читателю сборнике погружает читателя в мир собственного бытия, который, по касательной, отбрасывает читателя на границу видимого и невидимого. Именно нахождение на этой «границе» и позволяет увидеть целостность бытия, как и авторский взгляд Ольги Чернорицкой.
Пространство поэтического мира Ольги Чернорицкой открывает нам не только доступ к «границе» между видимым и невидимым, реальным и символическим, чем наполнены, например, эти строки стихотворения «Знаешь, в улицах вечерних»:
Знаешь, есть у мира ведьма
Серполикая вещунья,
На небесные колосья
Нацепила злые косы,
Разлила по небу череп,
Когти в Млечный путь вонзила,
А глазницы превратила
В черных дыр немые очи, —
Не оспорь ее лобзаний —
То мои тебе сегодня
Безутешные признанья
В невозможности свиданий,
В недосказанности истин,
В том, что ты не мой навеки
И немеет стон заката…
Оно, пространство поэтического мира, позволяет прорваться сквозь бытие вещей и даже Вселенной, услышав себя и свой крик в пучине тяжеловесного времени. Это крик о самой возможности пребывания в бытии звучит с особой силой в «Мифе о времени»:
Время меня не знает, время меня не видит,
Время несется стаей замысловатых дней.
Тянется в синем море пленкой медуз и мидий,
Держит во рту свирельку, громко дудит на ней.
Тематика сборника обращает нас к символическому, и даже к мифологическому Логосу. Тому Логосу, о котором писал древний философ Гераклит, которому необходимо внимать, чтобы смотреть в суть бытия. Поэт в данном пространстве выступает как архитектор мета-вселенной, которому не чужда чувственная и образная рефлексия над миром и человеком в нем. Ведь человек есть сингулярная, то есть неотъемлемая часть самого Логоса бытия, даже если от бытия и остается в дар всего лишь внеоперационная система, как в стихотворении Ольги Чернорицкой «Ноосфера»:
Вот идеал: не мед, так канифоль,
Трансляции в заветном коде света.
Ты вечен — соответствовать изволь.
Один и ноль. Забудь, пиит, про Лету.
Листая файлы жизни рогом зла,
Она морит их евнухом в гареме.
Темна, неправомерно тяжела
Внеоперационная ее система.
Сборник стихотворений и рецензий Ольги Чернорицкой это размышление, размышление о нас самих, о пребывании в «тисках» бытия, поэтому любое стихотворение даже организационно и композиционно захватывает. Но это размышление о возможности выхода за пределы собственного мышления, с искренней надеждой и стремлением стать частью всего, что есть в мире, «распаковать», рассыпаться и вновь собрать себя, чтобы услышать свой крик в этом бытии. Для этого нужно сделать постоянное – преходящим, обыденное – загадочным, а бытие – зеркалом небытия как тотальной нигитологии, некоторого кода культуры, в котором все еще зиждется, пульсирует искра человеческого Я, его крика и вопрошания.
Представленный сборник знакомит читателя не только с пространством метамодернистской культуры, он может быть рекомендован всем студентам, которые интересуются современными тропами мышления, по которым вместе путешествуют сегодня поэзия и философия к обнаружению истине через неминуемое соприкосновение с бытием.
Наталья Плужникова
[1] Heidegger M. Erläuterungen zu Hölderlins Dichtung, in: Heidegger, M., Gesamtausgabe, Bd. 4, Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1981. S.42.