Взгляд сквозь время
Интересно, что спустя 75 лет после того, как Владимир Маяковский написал свои знаменитые «Стихи о советском паспорте», Ольга Чернорицкая создала «Балладу о российском паспорте». Эта своеобразная перекличка эпох и судеб не случайна: оба поэта обратились к образу паспорта, чтобы выразить и оценить изменения, произошедшие в стране и в её гражданах. В обоих стихотворениях паспорт становится чем-то большим, чем простой документ, — это отражение целой эпохи, её идеалов и парадоксов. Маяковский писал в эпоху становления советской идентичности, когда паспорт символизировал мощную национальную гордость и единство, в то время как Чернорицкая размышляет о паспорте как о символе, несущем противоречия и кризисы новой, постсоветской России. Собственно, жанр баллады здесь не очевиден. Размышления, насмешка, интертекстуальность – при первом прочтении может возникнуть недоумение: баллада – это же сюжетная история, а тут ее нет. И все-таки в заголовке указана именно баллада. Здесь характерная постмодернизму закрытость, игра. Баллада есть, имеется и сюжетная история. Все это в подтексте, который легко определяется по дате написания стиха – 2004 год. Стихотворение написано после трагедии, которая произошла в Москве, автор могла бы оказаться в эпицентре взрыва в вагоне метро на станции «Автозаводская». В тот день она ехала не в том самом втором вагоне, а в другом, тоже втором, но пришедшем на несколько минут раньше, — если бы не протолкнулась в него, вероятно, оказалась бы в следующем поезде, который и взорвали.
Лусине Флджян
Рецензия на "Балладу о российском паспорте"