Берлиоз и глуповцы
И все-таки пастишь в узнавании Салтыкова-Щедрина, но не в имитации. Булгаков считал Салтыкова-Щедрина своим учителем, главным учителем. Задумалось и придумалось... сравнить манеры Салтыкова-Щедрина (ИОГ) и Булгакова - и почему-то все ученики сразу вспоминают сеанс черной магии. На купюры и шмотки могут бросаться только глуповцы! Сравнили головы Берлиоза и Органчика. Часть тела. Глаза, рот. Наполненная вроде как не фаршем, впрочем, там точно «некоторое особливое устройство».
К слову, замечательная игра аббревиатурами: МАБ - Михаил Александрович Берлиоз. МАБ - Михаил Афанасьевич Булгаков. Игра текстологическая: поэтом назывался первоначальной мастер, потом поэт - только Иван Николаевич Бездомный.
Берлиоз "...радовал бы сердца начальников своею распорядительностью..."
Интересно, что причина администрирования литературы Берлиозом – впечатления читателей о русской литературе в ее лучших образцах. А раз над этими образцами появился начальник – значит, он велик. Объяснение опять у Салтыкова-Щедрина:
«Но даже и это обстоятельство не охладило восторгов обывателей, потому что умы еще были полны воспоминаниями о недавних победах над турками, и все надеялись, что новый градоначальник во второй раз возьмет приступом крепость Хотин».
Еще одна аналогия – принадлежность Органчика пишущей братии: «Проснувшийся обыватель мог видеть, как градоначальник сидит, согнувшись, за письменным столом, и все что-то скребет пером».
Он голова советской литературы, в которой погибал затравленный Булгаков. "А градоначальник все сидит и выскребает все новые и новые понуждения" - Берлиоз заказал Бездомному большую антирелигиозную поэму, Маяковского ему мало. И тут- интересное дело, он читает лекцию по научному атеизму так, что Иван только икает, ясно, Литинститута еще не было - неоткуда пролетарскому поэту Массолита взять информацию к своей поэме. То есть у этого органчика первоначально голова была, у литературы ее не было. И глуповец Бездомный отправляет Канта заочно на Соловки, предвещая множество туземцев Архипелага, столь же энергично оспариваемых головотяпами. Только у головотяпов "чего ни хватишься, ничего нет". И именно головой Берлиоз тяпается о булыжник.
Сочинение ученика
«Мастер и Маргарита» Булгакова аналогии с Хлестаковым
Образ черта объединяет произведения «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и «Ревизор» Н.В. Гоголя. Бес, дьявол в человеческом обличье преследует читателя на протяжении всего произведения: Хлестаков, главный герой комедии «Ревизор», всячески манипулирует, помыкает и обманывает одураченных чиновников города N; Некий профессор, «единственный в мире специалист», всплывший из воздуха на Патриарших прудах, на самом деле, черт.
Хлестаков мастерски затуманивает разум слушателям дома городничего: он перескакивает с темы на тему, меняет картины происходящего, использует монтажную композицию, перед глазами внимающих любопытные истории, пролистываются пейзажи, они будто побывали вместе с бесом и в департаменте, и в первом доме Петербурга, несомненно в доме самого Хлестакова, встретились с Пушкиным, актрисами, посолами и литераторами. Черт настолько увлекся рассказами, что несколько раз чуть себя не выдал: «Кажется, и легко на вид, а рассмотришь - просто черт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне», «любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж... ж... ж...». Хлестаков, то есть бес, боится себя выдать, скрывает свою сущность.
Профессор, специалист по черной магии, кем он представился Берлиозу и Бездомному, - бес, черт. Он, не скрывая своей истинной сущности, раскованно, надменно разговаривает с атеистами на дружеской ноте. Черт предсказывает смерть, более того говорит, что обедал с Имануилом Кантом, которого и в живых то не осталось, говорит, что был на балконе на суде у Понтия Пилата. Разве сложно понять, что эта личность вовсе не человек? Нет, профессор, как и Хлестаков, умело находит общий язык, мастерски путает и разоблачает, благодаря тому, что всегда находится рядом, слышит и видит, понимает и читает твои мысли, с ними опасно находится глупцу, обвести которого проще простого, и даже умному, для которого всегда есть научное объяснение. Профессор уже не скрывает себя истинного, он понимает, что те люди, что не верят в Бога, не способны понять, что перед ними черт.
Хлестаков и Профессор - образы черта, по-своему различны и похожи: один боится выдать себя, другого абсолютно не смутит разоблачение, первый искусно управляет человеческими мыслями и разумом, и второй вовсе не отстает. Один и тот же бес вселился в бедного профессора и Хлестакова, легких жертв, не способных долго сопротивляться.
Комбинации Гете, Гоголя и Салтыкова-Щедрина - вот суть мистицизма Булгакова.