Раскольников пишет статью, в которой описывает положение обычных "тварей дрожащих" и необыкновенных людей в мире. Порфирий Петрович — первый персонаж, раскрывающий эту теорию в романе, хотя и снисходительно, заявляя, что «простые люди должны жить в подчинении, не имеют права преступать закон, потому что, видите ли, они обыкновенны. Но экстраординарные люди имеют право совершать любое преступление и любым образом нарушать закон только потому, что они экстраординарны». Порфирий Петрович тотчас же доводит теорию до абсурда, передергивая, меняя права на обязанности, исключительное на всеобщее, на что Раскольников резонно отвечает, что «необыкновенные люди не всегда обязаны совершать нарушения нравов». Раскольников утверждает, что необыкновенный человек имеет право совершать определенные преступления, исходя из «своей совести», при осуществлении своей идеи всеобщего преуспеяния. Он продолжает эту мысль, заявляя: «Ньютон имел бы право, действительно был бы обяза … уничтожить дюжину или сотню человек ради того, чтобы сделать свои открытия известными всему человечеству». Он продолжает это рассуждение в манере, подобной Гегелю, комментируя, что Ньютон не имел права убивать людей, когда бы и если бы он этого ни захотел, или регулярно воровать; только ради исполнения своего Духовного предназначения, являясь двигателем истории, Ньютон имел право. Раскольников отмечает, что неординарные люди могут справедливо совершать некоторые преступные действия, потому что так было всегда, и потому что решать, что было правильно, что нет, может лишь история. А она всегда права. Он начинает с комментария, что все мировые лидеры являются преступниками, потому что они заменяют старые, иногда священные законы своими новыми, а в некоторых случаях даже проливают кровь. Раскольников утверждает, что такие Герои, как Наполеон, «по самой своей природе должны быть преступниками... иначе им трудно выбраться из общей колеи; и оставаться в общей колее – это то, чему они не могут подчиняться... и, по моему мнению, им действительно не следует подчиняться этому». Параллельно Раскольников приводит аргументы в пользу позиции индивидов, которые выходят за рамки обычных моральных действий, основанных на более высоком качестве их действий, к которым Гегель обратился в «Философии истории».